Каменский Василий

Каменский Василий Васильевич (1884-1961) — русский поэт-футурист, художник, авиатор. Живописи учился у Д. Бурлюка.

Выставка «ИЗМы русского авангарда» в ЦДХ.

Столовая супрематистов, сделанная по чертежам Николая Суетина 1920-х годов, приглашает присесть за круглый черно-бельм столик, ножкой для которого служит подобие архитектона Малевича, и помянуть исконной белой русских авангардистов, творцов этого уникального отечественного вклада в мировое искусство…

Известнейший российский коллекционер Анатолий Боровков, владелец галереи «Русский авангард 1910 — 1930-х годов» представляет до начала марта свое собрание в обширном зале № 23 на третьем этаже Центрального дома художника. «Столик Суетина и два стула — говорит Анатолий Иванович, — мне достались от одного художника, который в свое время приобрел квартиру Анны Лепорской, где они и находились». Боровков собирает авангард более четверти века. Одной из первых в собрании была книжечка Маяковского «Голоса», затем стали покупаться и другие издания футуристов. Потом эта небольшая еще тогда коллекция была продана. Но авангард притягивал-затягивал, и Боровков приобретал на аукционах, у знакомых букинистов и коллег, зачастую случайно, интереснейшие вещи: фарфор супрематистов, поэтические сборники, газеты и журналы, фотографии и даже купил однажды раскладную кровать, сделанную по проекту конструктивистов. Ныне — это огромная, многообразная, лучшая в России частная коллекция книги русского авангарда. «Мне самому интересно было проследить и представить отличие футуризма от супрематизма, характерные черты конструктивизма, — сказал на вернисаже Боровков. — Я сам целиком, в определенной последовательности и не видел свое собрание. Оно хранится в разных местах, в упакованном виде. Коллекционеру’ необходимо время от времени одним взглядом окинуть свои сокровища» Это правда. Вот теперь окинул взглядом и разлил накопленное на «измы» — футуризм, супрематизм и конструктивизм.
Футуризм начался в России в мае 1910 года, когда вышла небольшая, отпечатанная на оборотной стороне обоев книжечка «Садок судей», в которой опубликовали свои стихи Велимир Хлебников, братья Владимир, Николай и Давид Бурлюки, Василий Каменский и их коллеги-новаторы.Обложка книги»Танго с коровами».

Но футуризм, как известно, зародился в Италии — в феврале 1910-го Томазо Маринетти опубликовал манифест о новом художественном течении. В России футуристы пытались называть себя по-русски — «будетпяне», или «будущники». В 1912 — 1913 годах стараниями Алексея Крученых издаются литографским способом поэтические тексты с иллюстрациями Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Александра Шевченко и Владимира Татлина. Уж очень страшен Черт на одном из листов книжечки «Игра в аду! фантазия Гончаровой в изображении этих игр безгранична, рисунок острый, лаконичный. Именно ей принадлежит мировое первенство в применении коллажа в книжном дизайне. Футуризм распространился и в Тифлисе, где опять же Крученых выпустил в свет колпажный альбом «1918» — ныне самое редкое, сохранившееся всего в шести полных экземплярах, а потому и самое дорогое издание русского авангарда. Все знаменитейшие издания — «Lefutur» Константина Большакова с «путчистскими» картинками Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова (есть и страничка с литографией Ларионова «Бля» не прошедшая цензуру), «Война» Алексея Крученых в оформлении Ольги Розановой, «Танго с коровами» Василия Каменского можно внимательно рассмотреть на стендах. Благодаря книжным изданиям и скандалам на публичных выступлениях футуризм распространился по всей России.

В конце 1915 года Казимир Малевич, как и многие его коллеги-новаторы, работавший в стиле западного кубизма, на «Последней футуристической выставке картин 0,10» неожиданно выставил сорок девять «супрематических» картин. Почти одновременно выпустил он и брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» которую он впоследствии, инициируя спрос на свою новую теорию, выпускал неоднократно, меняя лишь год издания. Обложку повторенного в 1916 году издания украшал уже его знаменитый «Черный квадрат’.’ Супрематизм, образчик беспредметного искусства, не стал массовой творческой практикой, но увлек Николая Суетина, Илью Чашника, Эль Лиоцкого. Малевич одержимо внедрял свой новый худметод в среде молодых новаторов в период своего недолгого преподавания в Витебске. Члены витебской школы назвали себя громогласно «Утвердители нового искусства» — УНОВИС, главой которой и стал сам Малевич. Даже гроб для него был создан по эскизам Суетина в форме супрематического архитектона. Помимо живописи и графики, супрематизм нашел широкое применение в фарфоре. Супрематунеская роспись фарфора просуществовала до середины 1930-х годов. Особенно выразительна черно-красная роспись Чашника и Суетина на чайных парах, чайниках и сахарницах, представленных в экспозиции в отдельных витринах.

Самое широкое распространение получил в новой революционной России конструктивизм. Официально он был явлен миру Алексеем Ганном в книге «Конструктивизм» где он сформулировал основную задачу художников — «коммунистическое выражение материальных ценностей». Эти художественные приемы -акцентированный шрифт, смещение композиционных планов, наслоение изображений — активно использовались в полиграфии. Но более эффектно использовал свой «ракурс», как он его называл, Александр Родченко. Став оформителем миллионных тиражей поэзии Маяковского и автором многих плакатов, Родченко утвердил эстетику конструктивизма, сделав ее неким брендом советского искусства той эпохи. После смерти Маяковского в 1930-м Родченко вместе с Варварой Степановой, своей супругой, становятся оформителями парадно-подарочных изданий. Знаменитую, выпущенную в революционном оформлении, тиражом всего 50 экземпляров, «Первую конную» да еще с портретами Тухачевского и других красных командиров, можно увидеть на стендах в ЦДХ.

Мировым достижением русского авангарда стала детская книга, в которой работали такие мэтры, как Владимир Лебедев, Вера Ермолаева, сестры Чичаговы. Отечественные фотографы создали в стилистике конструктивизма поразительные работы, их выразительная «выкадровка», неожиданный ракурс рождали новую образность. Фотомонтажи и фотограммы, созданные методом наложения негатива на позитив Эль Лисицким и Гyставом Клуцисом, ценятся теперь невероятно дорого. А рядовой посетитель проходящей выставки в Доме художника может вникнуть в эти тонкости практически бесплатно. Ценители же смогут приобрести и толстенный, невероятно интересный каталог, в котором Анатолий Боровков делится с читателями результатами своих многолетних исследований русского чуда — авангарда.

Надежда НАЗАРЕВСКАЯ

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары