Айвазовский Иван
За свою долгую творческую жизнь Айвазовский написал около шести тысяч картин, объездил Европу, Америку, Восток, был избран членом пяти академий художеств, а его адмиральский мундир был усыпан почетными орденами многих стран.
В 31 год художник вернулся в Феодосию и поселился там до конца жизни. Обладавший талантом архитектора, музыканта, поэта и археолога, художник проводил в Крыму археологические раскопки (многие найденные им ценности до сих пор хранятся в коллекция Эрмитажа), вел обширное городское строительство.
На деньги художника были открыты библиотека, концертный зал и всемирно известная Феодосийская картинная галерея.
Художник старался помогать всем, кто нуждался. С уверенностью можно сказать, что во многом трудами Айвазовского Феодосия превратилась в цветущий город.
Кому доведется побывать в Феодосии, тот непременно должен посетить уютную картинную галерею в старой части города, небольшой дом на самом берегу моря принадлежавший некогда замечательному художнику-маринисту И. К. Айвазовскому. Вся жизнь Ивана Константиновича связана с Феодосией. Здесь он родился, сюда он неизменно возвращался: после учебы в Петербургской академии художеств, пенсионерских поездок за границу, многочисленных путешествий и выставок.
Айвазовский был дружен со многими передовыми людьми своего времени — А. А. Ивановым, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой. Известно, что в намерении стать живописцем его поддерживал А. С. Пушкин, что Н. В. Гоголь и К. П. Брюллов влияли на его творчество. Море он писал на протяжении всей жизни, запечатлел в самых разных состояниях — от спокойного до чрезвычайно бурного. Художник обладал удивительным даром воздействия на воображение зрителя. Его романтические восходы и закаты на море («Неаполитанский залив утром», «Закат солнца у крымских берегов»), поэтические лунные ночи («Неаполитанский залив в лунную ночь», «Лунная ночь в Крыму») буквально завораживают. Надолго запоминаются величественно бушующие волны, грозные тучи, вспышки молний, разыгравшиеся ураганы, морские катастрофы, кораблекрушения…
Всего Айвазовский написал около 6 тысяч картин. Лучшие из них, при мировую известность,— «Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Волна», «Среди волн». Любопытно, что море художник писал по памяти, полностью полагаясь на своё воображение, пользуясь лишь беглыми натурными набросками. Он считал, что работа с натуры ограничивает живописца, сдерживает его творческий темперамент: «Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волн немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину…» Великолепная зрительная память позволяла воспроизводить однажды увиденное в ярких впечатляющих образах.
Большое место в творчестве художника занимают картины многочисленных морских баталий («Чесменский бой», «Наваринский бой», «Синопский бой», «Осада Севастополя», «Бой брига «Меркурий» с турецкими судами»). Недаром в 1844 ему было присвоено почетное звание «живописца Главного морского штаба» с правом ношения адмиралтейского мундира. По поводу картин, относящихся к Крымской войне, в журнале «Пантеон» писали: «Нельзя не чувствовать глубокой признательности к таланту, который не забывает увековечить все, что только может иметь впоследствии интерес для будущего поколения, потому что люди умирают и в памяти народной остаются лишь их дела и имена».
Кронштадский рейд.
Айвазовский любил свой родной город. Заботясь о его благосостоянии, художник на свои средства провел в Феодосии водопровод, содействовал строительству торгового порта, подведению к городу железной дороги. Стремясь внести оживление в культурную жизнь города, в 1865 г. открывает в Феодосии «Общие художественные мастерские». Из этой художественной школы вышли многие крупные художники: Лагорио, Куинджи, Богаевский, Волошин, Латри и др.
В 1880 г. Иван Константинович открыл картинную галерею, где сосредоточил значительную часть своих произведений, тем самым положив начало созданию местного музея, в 1900 г., незадолго до смерти, завещал эту галерею в дар любимому городу. Ныне — это крупный художественный музей, носящий его имя — Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского.
Его искусство охватывает огромный отрезок времени — 60 лет творчества. До последнего дня художник сохранил не только не притуплённую зрелость глаза, но и глубокую веру в своё искусство. Его талант признан во всём мире. Он избран членом пяти академий художеств: Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгардской и Амстердамской, а его адмиралтейский мундир был усыпан почётными орденами многих стран.
Многие клиенты, заинтересовавшиеся этой работой, спрашивали о реставрации, происхождении, экспертизе «Каравана». Лишь один английский дилер, случайно обративший внимание на национальность шинкаря, просил подтвердить иудейское происхождение персонажа. Сопровождающий клиента указал дилеру на длинный развевающиеся по ветру пейсы трактирщика, на его талес с цицитом (8 верёвочками) — обрядовую одежду, используемую иудеями при утренней молитве. Галерист не верил, и, предположив, что всё это специально подрисовано, потребовал, чтобы ему просветили пейсы в ультрафиолете. Убедившись, что пейсы настоящие, галерист ушёл.
На аукционе, проявив решимость, он купил «Воловьи упряжки» за 200 000 долларов.