Лебедев Владимир
Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967) — советский художник, график, мастер плаката, иллюстратор детской книги.
Классик книжной графики, иллюстратор самых знаменитых детских книжек Владимир Васильевич Лебедев (1891 -1967) не имел законченного профессионального образования. Он недолго посещал классы в Академии художеств у Франца Рубо. Значительно больше в формировании творческой самобытности ему дала мастерская Михаила Бирштейна, который и приобщил будущего художника к искусству. Лебедев вскоре покинул академию и самостоятельно стал вникать в работы своих талантливейших современников — Бориса Григорьева, Ивана Пуни, Александра Яковлева и Василия Шухаева. В1912 поду в Петербурге состоялась первая выставка французских художников. В их творчество начинающий художник, что называется, «провалился» кубизм поглотил его, и благодаря этому новаторскому методу он овладел четким представлением о передаче формы. Он начал писать кубистические натюрморты и пейзажи. Такого Лебедева почти никто и не знает.
Популярная у ценителей искусства петербургская «KGallery» известная вдумчивым сохранением отечественного культурного наследия, сумела разыскать у частных питерских и московских коллекционеров редчайшие образцы его раннего творчества — «Мясорубка* (1917), «Натюрморт с бутылью» (1927). Но изумила посетителей двусторонняя работа — «Натюрморт» с цветами на лицевой стороне и «Городской пейзаж» на обороте холста (1920-е). Это произведение восхищает высочайшим мастерством овладения стилисткой кубизма и пламенеющим колоритом фовизма. Владелец предпочел показать «Городской пейзаж» где столкновение плоскостей более усложненное и многослойное, нежели в натюрморте.
Красная армия и флот, защищающие пределы России. 1920 год.
Экспозиция — показывается около семидесяти работ — выстроена столь умело и с таким почтением и восхищением перед наследием питерского мэтра, что невольно формируется оценка Лебедева как художника мирового уровня, мастера, далеко еще не оцененного отечественным искусствознанием. Он «шагнул» в искусство под руку с Самуилом Маршаком в начале 1920-х подов. Изобретенная ими новаторская форма детской книги утверждала новый взгляд на жизнь, на окружающую детей действительностъ, на стремительные перемены в Стране Советов. «Владимир Васильевич никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг — говорил о нем Маршак.- Он может с полным правом и основанием считаться их автором, столько разнообразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу». Как книжный график Лебедев и стал знаменит и у нас, и за рубежом. Но выставка убеждает, что иллюстрация занимала в его творчестве почетную, но незначительную часть большого творческого пути. Он много ходил по родному городу, смотрел на горожан, наблюдал жизнь, любил бродить по барахолкам, заходил в антикварные лавочки. В мастерской ставил и писал натюрморты из найденных вещей, из любимых цветов, привезенных из загорода. И постоянно писал с натуры. В 1920-х годах ему часто позировала его жена — балерина Надежда Надеждина, впоследствии организовавшая знаменитую «Березку» Громадная серия его «Обнаженных! «Акробаток», «Натурщиц» восхищает блестящим мастерством, безошибочной линией, ц
Изящная, изысканная, но не академически «засушенная» линия, тончайшее сфуматто и легкое дыхание листа — вот фирменные признаки ленинградской школы графики, созданной Лебедевым и его коллегами. Его модели обаятельны, полны нежности, лиризма и той человеческой «наполненности» которые, вероятно, навсегда утрачены в современном отечественном сложносочиненном искусстве.
Руке петербургского классика было подвластно все: натюрморт, пейзаж, портрет Но он никогда не писал тематических картин во славу социализма, хотя и жил в эпоху тяжелого идеологического прессинга. Владимир Лебедев всегда оставался верен себе, собственному пониманию задач искусства и обрел в отечественной культуре достойное и значимое место.
Надежда Назаревская.