Тициан Вечеллио
О Тициане написана уйма исследований, книг, статей на разных языках. Прослежены его влияния — прямые и косвенные — на протяжении тех четырех веков, которые нас отделяют от него, но прелесть его не тускнеет и загадочность его глобальной личности не уменьшается, а скорее увеличивается в сложной прогрессии.
Если принять версию, по которой Тициан родился в 1477 году, то оп прожил век без одного года и умер от чумы в 1576 году глубоким стариком. Старшими современниками Тициана были Колумб и Коперник. Младшими — Шекспир и Джордано Бруно. Тициан был мальчиком, когда корабли Колумба проторили путь в Новый свет. Юношей был Джордано Бруно, когда закатилась звезда Тициана, великого новатора в области живописи. За несколько лет до смерти он написал картину «Мученическая смерть св. Лаврентия», леденящую сердце изображением варварской жестокости. Не взошел ли уже тогда над тициановским Лаврентием, пытаемым огнем, героический ореол Джордано Бруно?!
Чтобы представить Гамлета живым носителем губительных страстей эпохи, достаточно обратиться к портрету Ипполито Риминальди.
Ипполито Риминальди. Фрагмент. Около 1548 года.
В худощавом бледном лице — печальная настороженность, в глазах — решимость, а рука сжимает перчатку, как будто рукоять меча. И в этом замедленном жесте таится скрытая отвага, воля, прямодушие. Зато в облике очаровательной Лавинии можно усмотреть черты простодушной Офелии, доверчиво прославляющей дары юных щедрот.
Портрет Ливинии. 60-е годы 16 века.
Образ Лавинии — излюбленный Тицианом тип женской красоты. В нем угадываются приметы сходства с Венерой Урбинской, Магдалиной, Данаей и даже с наиболее ранней по написанию многофигурной композицией «Аллегория Альфонсо де’ Авалос», изображающей сладостный пир жизни.
Аллегория. Альфонсо д’Авалос. Около 1530 года.
Энгельс писал, что эпоха Возрождения породила титанов. Таким титаном был и Тициан. Перед величием тициановских полотен как бы немеешь, а слова бледнеют, мертвеют, становятся набором закостенелых штампов.
Исследователи творчества Тициана разделяют его жизнь в искусстве на два этапа. Первый — безоблачный, радостный, полный покоя, гармонии, ясности, и второй — поздний — восхождение на самую высокую вершину живописного мастерства. В первом периоде длившемся около тридцати лет, Тициан еще близок к своим учителям — Беллини и Джорджоне. Тот, кто хорошо помнит знаменитую «Спящую Венеру» Джорджоне, выставлявшуюся у нас в числе других шедевров Дрезденской галереи, усмотрит в «Венере Урбинской» Тициана черты сходства с ней, а вместе с тем и различия. В «Венере Урбинской» больше пространства, простора, воздуха, дыхания, несмотря на то, что джорджопевская «Спящая Венера» изображена под открытом небом, на фоне прекрасного сельского пейзажа, а тициановская Венера лежит в глубине спальни, отстраненная от окна бархатной портьерой. И кажется, что она излучает золотистый ровный солнечный свет всем телом своим и взглядом, затуманенным ожиданием.
На склоне лет Тициан создает композиции-поэмы, насыщенные любованием чувственными красотами мира, восторженным поклонением женскому телу. Облеченные в мифологическую сюжетность, эти композиции дают нам бесценные образцы свободной манеры тицианова письма, озаренного идеями Высокого Возрождения. Сам Тициан свои мифологические картины называл поэмами, вкладывая в это слово особый, величавый смысл.
Персей и Андромеда. 1554-1556 годы.
К ним относятся «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом»,
Венера перед Зеркалом. Фрагмент.
«Похищение Европы», «Пастух и нимфа», «Венера и Адонис», «Диана и Каллисто» и многие другие. С одной из «поэм» москвичам удалось познакомиться на недавней выставке «Сто картин из музея Метрополитен». Это «Венера и Адонис». На полотне живет пурпур богатых тканей, золотистая, приглушенная нагота тела, влага взора и радуга, пересекающая насыщенное мерцающим свечением небо.
Владея фантастической по своему совершенству живописной техникой, Тициан в последние годы создавал неповторимые красочные симфонии, благодаря чему его картины искрились, переливались сотнями полутонов. В каждой картине был свой хроматический ключ, изображение наполнялось пластическими формами красочной лепки с натуры. Изысканность прославленного тициановского колорита достигалась тем, что мастер умел извлекать колористический эффект из сопоставления оттенков ткани и обнаженного тела, из материала холста и наложенного на него мазка. Шедевром тициановской живописи по праву считается «Венера перед зеркалом», в которой предвосхищается не только пышнотелая мощь Рубенса, но и кокетливость Ватто И пластическая сила Делакруа. Из русских художников, пожалуй, Тропинин ближе всех к Тициану. Недаром его называют «золотым», подчеркивая тем самым особую приверженность Тропинина к тициановскому душному золотистому фону, тончайшим нюансам в передаче цветового движения складчатых тканей, колыхания воздушных п световых пятен. Известно, что Тициан первый применил цветовую гамму в качестве психологической характеристики портретируемых. Сколько портретов, столько и характеров. Портреты его кисти, как и портреты Рембрандта, заражают нас и по сей день скрытой душевной болью, волнением, смятением. Как не вспомнить при этом трагических героев Шекспира, духовно близких современникам Тициана!
А каким был сам Тициан? Представление о ием дает нам автопортрет, написанный в шестидесятые годы: высокий, властный старик с крупными чертами бородатого лица. Он чуть ссутулился под тяжестью темной складчатой одежды, только узкая светлая полоска воротника врезается, как луч, в серебряную бороду. Черная шапочка маэстро обостряет матовую напряженность мускулистого профиля.
В автопортрете обнажена своего рода мускулатура духа великого старца, обрекающего его на бессмертную славу. Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть. Он полон жажды и воли творить, тем самым давая понять всем своим врагам и недоброжелателям, что и в старости Тициан не намерен уступать никому лавры первого живописца. А ведь именно в эти годы Тициан подвергается нападкам со стороны своих недругов и хулителей. Завоеванная в неустанном труде и совершенствовании неслыханная свобода живописного изображепия вызывала тайную н явную неприязнь современников. По мнению всеведущего Вазари, было бы лучше, если бы Тициан более тщательно заботился о сохранении той репутации, которую он приобрел в свои ранние годы, «когда талант его еще не был на склоне». Другой современник Тициана не без тайного злорадства отмечает, «что он уже не видит, что делает, и что его рука настолько дрожит, что он ничего не заканчивает, оставляя все помощникам». Сохранились драгоценные свидетельства того, как яростно работал Тициан над своими полотнами, уподобляясь то доброму хирургу, убирающему все вредоносное, то злейшему врагу, безжалостно расправляющемуся со своим детищем, то придирчивому музыканту, наводившему последнюю ретушь нервным постукиванием пальцев, а когда и это не удовлетворяло его, то он запускал руку в палитру и, словно ваятель, лепил красками желанный образ. Так достигал великий мастер неповторимого звучания своего прославленного красочного хроматизма.
На картины Тициана трудно смотреть вблизи. Они тяготеют к монументальному искусству, предназначены для постижения целиком и всеохватно. Вглядываясь в мерцающие колеблемым светом полотна Тициана, ловишь себя на страстном желании постичь тайну его искусства, с такой удивительной безошибочностью воплотившего красочные оттенки мира.
Рожденный как художник Венецией, небо которой, как, впрочем, и небо любого другого уголка земли, украшено прелестной живописью света и теней и жители которой испокон веков умели дивиться разнообразию оттенков, являвшихся взору, Тициан пытался выразить природу с такой силой естественности, на какую до него никто не был способен. Вот уже более четырехсот лет, глядя на золотистую ткань земли, облитую солнечными лучами, на семицветную радугу, вставшую после грозы, на ликующие девичьи волосы, на благородную оливковость мудрой старости, запечатленные замечательным тициановским мазком, тициановским колоритом, тициановским светом, люди благоговеют перед мастерством Тициана. «Св. Магдалина», «Св. Себастьян», входящие в сокровищницу нашего Эрмитажа, несут на себе следы титанической борьбы художника за право жить по законам счастья, правды, красоты, разума. Он умирал, терзаемый жуткой жаждой постичь гармонию мира, пусть даже ценой нечеловеческого страдания.
Кающаяся Магдалина. Около 1565 года.
Полотна Тициана рассеяны по разным музеям мира. Среди спасенных шедевров Дрезденской галереи «Динарий кесаря» и «Дама в белом» выставлялись в нашей стране. На последней выставке живописи из музеев США мы познакомились с менее известным! работами Тициана — «Рануччо Фарнезе» и «Мужчина с флейтой».
Блок называл Тициана вдохновителем передвижников. Андрей Вознесепский поднял имя Тициана на знамени своей поэзии. Эдуардас Межелайтис в одной нз своих микропоэм взывает к светоносной правде Тициана:
Спокойно мое лицо, словно холст живописца
Я знаю Судьбу свою. И да сбудется…
Ты свою участь постиг!
Тициан из когорты титанов.
Мы постигаем его всю жизнь.
Маргарита НОГТЕВА
Дважды Тициан
В ГМИИ имени Пушкина нашли Тициана. На прошлой неделе здесь открылась выставка одного полотна «Портрет кардинала Антони-отто Паллавичини». Картина была написана в первой половине XVI века уже после смерти кардинала, видимо, по заказу его родственников.
Портрет кардинала Антони-отто Паллавичини. Фрагмент.
В XVII веке она какое-то время принадлежала Антонису ван Дейку, а затем попала в Петербург из Парижа в составе коллекции Пьера Кроза в 1772 году. Это собрание, где были также работы Джорджоне, Рубенса, Пуссена, Ватто, Шардена. приобрела Екатерина II при активной поддержке философа Дидро. Вплоть до начала XX века «Портрет» считали картиной Тициана, но затем немецкий ученый Отто Мюндлер, а позже итальянец Лионелло Вентури подвергли авторство сомнению. С тех пор картина стала считаться плодом творчества ровесника Тициана Себастьяно дель Пьомбо, художника куда менее известного. В 1920-х незначительное полотно сослали из Эрмитажа в ГМИИ. И только в 2002 году в ходе реставрационных работ научные сотрудники ГМИИ обратили внимание на некоторые характерные детали — в частности, на авторскую правку контура головы кардинала. Теперь автором полотна снова признали Тициана. До сих пор в каталогах музея ни одно полотно великого итальянца не значилось.
В Норвегии, судя по всему, обнаружена неизвестная картина великого художника
Неизвестная картина Тициана была найдена в квартире норвежского антиквара Рейдара Осена. Более 20 лет ее владелец не подозревал, что у него на стене висит шедевр стоимостью почти в 60 млн. долларов.
Осен купил картину 23 года назад за 6 тыс. крон (около 1000 долларов): ему приглянулась рама и очень понравилась изображенная женщина. «Я и понятия не имел о том, какую ценность представляет этот портрет, и красил стены в комнате, где он висел, даже ничем его не накрывая».
На полотно случайно обратил внимание один искусствовед, который по поручению некоего американского миллиардера собирался приобрести у Осена картину современного художника. Его взгляд неожиданно упал на портрет женщины, висящий на стене. По его словам, данная картина — это авторская копия картины Тициана «Флора», выставленной в галерее Уффици во Флоренции. Известно, что Тициан писал обычно две версии одной и той же картины. До пор была известна только одна «Флора» — та, что Флоренции.
Американский эксперт уже заплатил Осену 200 тыс. долларов в качестве аванса и еще 400 тыс. долларов только за то, чтобы норвежский антиквар позволил npoвести экспертизу в США. Первые ее результаты показали, что шедевру около 400 лет. Если выяснится, что картина написана в мастерской Тициана и является копией флорентийской «Флоры», американский коллекционер заплатит за нее 57 млн. долларов.
Комментирует Вадим САДКОВ, заведующий отделом стран Европы Музея изобразительных искусств им. Пушкина:
— Это вполне может быть картина кисти Тициана. Шедевры не появляются из ниоткуда. У каждой такой картины есть «история бытования», то есть ценную картину можно найти по описаниям в различных документах, например, в описях со старинных аукционов. Помимо этого, проводится очень тщательный технологический и химический анализы картины, ее просвечивают рентгеном, сканером, инфракрасными лучами — это то же самое, что и клиническая диагностика для человека. Так что будем ждать результатов.
Лариса Воронова.
Выставка «Европа—Россия—Европа» откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу . Она станет заключительной в череде празднований 150-летнего юбилея в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею». В проекте согласились участвовать 50 музеев из 27 стран Европы, в том числе Лувр, Музей д’Орсе. Центр Ж. Помпиду, Дрезденская галерея, лондонская Тейт-галерея. Они представили работы в соответствии с четкой установкой — произведение должно быть не только национальным достоянием, но и общеевропейским. Так что на экспозиции будут работы, созданные не только в эпоху Возрождения, но и в эпохи экспрессионизма первой трети XX века и неоэкспрессионизма XXI века. От России покажут Феофана Грека, Андрея Рублева. Василия Сурикова и Эрика Булатова. А Европа ответит не менее достойно: например, римская Галерея Боргезе, которую называют «Елисейскими Полями» Рима, покажет картину Тициана «Венера, завязываюшая глаза Амуру».
Знаменитый сюжет подтверждает старую истину — Амур выбирает своих жертв совершенно случайно. Кроме шедевра Тициана, зрителей ждут марины англичанина Уильяма Тернера, портреты художника немецкого Возрождения Лукаса Кранаха Старшего, полотна Анри Матисса, а также Георга Базелитца, прославившегося своими работами, где все изображено ВНИЗ головой.
Динарий Кесаря. Около 1510 года.
Тициан — величайший живописец Венеции Высокого и позднего Возрождения. Наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело он наиболее полно выразил гуманистические идеи своего времени. Творчество Тициана прошло сложную эволюцию. В ранних произведениях он воспевает радость бытия, красоту человека и природы с почти языческим чувственным преклонением перед окружающей действительностью. Позднее, в период крушения идеалов Ренессанса в Италии, Тициан в мощных и величавых образах отразил трагические противоречия жизни.
Творческий диапазон художника необычайно широк: он автор огромных алтарных полотен. портретов, картин на мифологические темы. Произведения Тициана воплощают глубокую веру в красоту, достоинство и благородство человека. Ярким примером тому является картина «Динарий кесаря» — шедевр раннего периода творчества.
Сюжетом картины является евангельская легенда. Однажды фарисей спросил Христа, следует ли платить дань римскому цезарю. Христос ответил: «Воздайте богу богово, а кесарю кесарево». Эти слова позволили художнику выразить глубокую уверенность в победе истины, добра и красоты.
Фигура Христа занимает основную часть картины, как бы вытесняя фарисея за ее пределы. Лицо Христа озарено внутренним светом; его безупречно правильные черты отмечены мудростью, благородством, величавым достоинством. По сравнению с ним лицо фарисея — олицетворение низости, алчности, коварства. Столь же выразителен диалог рук.
Мощный красочный аккорд красно-синих одежд Христа поражает глубиной и звучностью цвета, рядом с ним меркнет белая рубашка фарисея. Этот поединок двух образов разрешается полным и безоговорочным торжеством человеческого благородства и мудрости.
Мученичество святого Лаврентия» Тициан написал в 1564-67 годах для монастырского алтаря в Эскориале.
Дворец-монастырь Эскориал освящен в память святого Лаврентия, одного из ранних христианских мучеников. Согласно христианским авторам, святой Лаврентий был родом из Испании и принял мученическую смерть в Риме в 258 году. Святого мученика, не пожелавшего отречься от Христа, сожгли живьем на железной жаровне. Говорят, что общий план Эскориала с воздуха напоминает ее очертания. Посвятить дворец-монастырь памяти этого святого Филипп II решил после победы испанской армии при Сен-Квентине, пришедшейся на 10 августа 1557 года, день празднования памяти святого Лаврентия. Огромное впечатление на короля произвел и тот факт, что находившаяся в Сен-Квентине церковь святого Лаврентия совершенно не пострадала, несмотря на массированный обстрел города испанской артиллерией. В Эскориале можно увидеть большой алтарный образ с изображением мученической кончины святого. Это один из последних шедевров Тициана.