Чернышева Екатерина

Цветы и люди привлекают внимание на полотнах Екатерины Николаевны Чернышевой  (1935) — советского российского художника.

«Знаменитые имена России» — так называется цикл выставок живописи в Центральном Доме художника, в рамках которого проходят вернисажи действительно выдающихся мастеров современности. В эти дни пять залов ЦДХ отданы Екатерине Чернышевой, чье имя уже сорок лет хорошо знакомо любителям изобразительного искусства. Представительница славной династии Чернышевых-Горских, она достойно продолжает традиции русской реалистической школы живописи, представленной именами Антропова, Венецианова. Пластова, Дейнеки… Работы художницы хранятся в крупнейших музеях страны, в том числе в Третьяковке, а также в галереях и частных собраниях Италии, Швейцарии, Японии, Германии, Америки.

Нынешняя выставка — этапное явление в творческой судьбе художницы. И немаловажное событие в культурной жизни столицы. Не случайно залы не могли вместить всех желающих попасть на вернисаж.

chernychova1Русское поле.

— Чернышева — художник большого таланта и сердечности, — говорит искусствовед, заведующий отделом выставок ЦДХ Владимир Цейтлин. — На моем веку, как вы сами понимаете, было немало вернисажей, но этот удивителен. Что бы ни писала Чернышева — пейзажи, портреты, жанровые картины, натюрморты, — у нее все согрето трепетным присутствием человека, все освещено художественным идеалом. Чернышева удивительно разная: она бывает и задумчивой, и тихо-радостной, и мажорной, и солнечно-счастливой, и таинственно-загадочной, но никогда не бывает угрюмой, скучной, раздраженной. У нее человек всегда в ладу с природой, а его чувства — в гармонии с разумом.

А вот мнение о выставке владыки Питирима:

— Картины художницы несут в себе образ России, неизменно волнующий и прекрасный. Ее творчество излучает глубокий духовный реализм, возвышающий человека. Я желаю художнице успеха в её трудных и благлродных трудах.

chernychova2Лето в деревне.

В детстве Катя часто увязывалась за отцом, когда тот отправлялся на этюды. Рассматривала ажурные решетки оград старинных усадеб, причудливую резьбу наличников и ворот деревенских домов, суровые лики в церквах и монастырях. Девочка настойчиво пыталась уловить схожесть и различие то блестящих от позолоты, то потемневших от времени, от дождей и ветров, обожженных солнцем соборов Загорска и Звенигорода…

Рублев. Дионисий. Черный —эти имена постоянно звучали в доме. В мастерской отца, где бывали многие известные художники, продолжались разговоры о русской школе живописи, о работах любимых отцом художников С. А. Коровина. А. П. Рябушкина. о фресках, мозаиках, монументальном искусстве…

Все это ожило в ней с новой силой, когда школьницей она старалась воплотить в рисунке собственные впечатления. Преподавателей художественной школы поражали серьезность девочки, ее готовность часами трудиться на этюдах, на натуре.

chernychova4

В институте имени Сурикова Екатерина Чернышева занималась в мастерской А. Дейнеки и Д. Мочальского. Здесь она написала жанровое полотно «На Ленинские горы»(1964). Группа спортсменов с лыжами в руках. перебрасываясь шутками, спешит к выходу одноименной станции метро. Картина была яркая, сочная, полная солнца, ощущения молодости. радости жизни. Ее заметила пресса. Молодую художницу пригласили участвовать в ряде крупных выставок.

Со свойственным ей увлечением Екатерина Чернышева закончила еще две близкие по стилю, настроению работы —»Спортсменка», «После заплыва». и ее уже зачисляли в разряд спортивных живописцев.

Но с осознанием себя в искусстве приходили неудовлетворенность сделанным, желание открыть собственный художественный мир. продолжить путь отца и в то же время не слиться с ним ни типажами, ни их образным раскрытием. Заслуженный художник РСФСР Н. М. Чернышев писал девочек-подростков «в очаровании переходного возраста от детства к девичеству», полных строгости. чистоты и грации и еще не осознавших своей красоты. Её же мир — дети.

Решающей в своей творческой судьбе она считает Всесоюзную выставку «Художники—детям». Может быть, нездоровье отца, может, его упорное, несмотря на ослабевшее зрение, стремление завершить начатое, может, собственное материнство вдруг, словно заново, распахнули перед ней вечнозеленые, залитые солнцем поляны детства, открыли радостный и трогательный мир. в котором вызревает все лучшее. что может проявиться в зрелом человеке, — искренность, доверчивость. доброта ко всему сущему, живому. За короткое время она пишет широко известные картины «Вечер в деревне», «Настенька приехала», «Дети Архипова», «Песня жаворонка», «Ландыши», «Толя. Слава и Вова из деревни Кишарино», «Летний вечер», «Лето в деревне», «Мирная жизнь» («Два поколения»)…

chernychova3Толя, Слава и Вова из деревни Кишарино.

С тех пор Екатерина Чернышёва безраздельно принадлежит одной теме — деревенские дети,-

Весть о присвоении звания заслуженного художника РСФСР (апрель 1981 г.) застала Екатерину Николаевну в самом разгаре работы над триптихом, у которого пока еще нет названия. Но тема прежняя — красота и бесконечная мудрость природы, открывающиеся перед ребенком. Ищется психологическое состояние героини — обыкновенной деревенской девчушки, одной из юных чернышевских приятельниц и натурщиц, что живет где-нибудь неподалеку от художницы в таком же деревенском доме под Вышним Волочком.

Татьяна Швецова.

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары