Медведев Сергей

В Новом Осколе Белгородской области, основанном некогда в качестве «стоялого острога» с засекой по указу царя Алексея Михайловича, воздвигнут памятник его державному основателю. Автором первого в России монумента второму из династии Романовых выступил молодой московский скульптор Сергей Медведев (1973). Его имя знакомо постоянным посетителям выставок Московского и Российского союзов художников, но пока ещё не известно широкой общественности. Впрочем, это, возможно, не за горами. Как выражается сам Сергей, после окончания в 1997 году Московского художественного института им. В.И. Сурикова для него настало время шлифования таланта, и, судя по работам последних лет, среди которых можно выделить памятник Савве Мамонтову в Ярославле и монумент Солдату-освободителю в городе Мышкине, самосовершенствование приносит свои плоды.

— Сергей, насколько рано вы ощутили себя скульптором? Не возникали ли сомнения при поступлении в Суриковский институт, при выборе факультета?

— Нет, напротив, у меня всегда было ощущение некоей предначертанное. И за это нужно сказать «спасибо» моим родителям, которые с детства, заметив способности, заставляли меня рисовать и лепить.

— А родители ваши тоже из художественного мира?

— Мама Лариса Борисовна окончила Московский архитектурный институт, отец Олег Сергеевич — факультет графики Суриковского института. Он — прекрасный график и живописец. В советское время работал в Торгово-промышленной палате, занимался организацией выставочного пространства, решал архитектурные задачи. В последнее время у нас с отцом получился тандем: он выступает как архитектор, я — как скульптор. Так получилось и при создании памятника царю Алексею Михайловичу.

— Были ли сложности с воссозданием в бронзе образа «Великого Государя и Великого Князя, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца»? Ведь мы имеем не такую уж богатую и выразительную его иконографию.

— Я, кстати, изначально не «согласился» с существующими изображениями Алексея Михайловича. На дошедших до нас портретах он выглядит слишком мягким для самодержца, этаким домашним пуфиком с пухлыми щёчками. Не верю, что таким мог быть Царь всея Руси. Хоть он и назван «Тишайшим», войны при нём шли, и государство активно прирастало новыми землями. Поэтому я попытался трактовать его более суровым, властным. Между памятником и существующими в учебниках по истории изображениями царя есть внешнее сходство, но психологическая трактовка личности — другая.

— А как вы относитесь к тому, что памятник Алексею Михайловичу установили на месте, где раньше стоял Ленин?

— По ряду причин считаю, что это правильно. Во-первых, именно он основал Новый Оскол. Во-вторых, Россия всегда была, что называется, намоленной страной, а Ленин — кто бы спорил, сильная личность, весьма умный человек — навязал ей атеизм. Но эта эпоха прошла, и мы возвращаемся к вере…

— Для вас это понятие, кажется, не пустой звук…

— По моим понятиям верующий — значит действующий, то есть регулярно посещающий церковные службы, соблюдающий посты и другие догматы веры. Так я жил прошлый год. Но сейчас я, скорее, верящий, то есть признающий существование Бога.

— А какие свои творения вы признаёте совершенными? Иными словами, есть ли работы, которыми гордитесь?

— Нет. И меня это радует. То, что было до сегодняшнего дня, -всего лишь этапы, которые проходишь во время формирования. Вот сейчас я чувствую себя дозревшим и профессионально, и внутренне. Есть задумка создать композицию «Адам и Ева» и мраморную работу «Духовное освобождение», которую я начал ещё на четвёртом курсе института. Тогда меня с этой идеей никто не поддержал, и, хотя за практику поставили пятёрку, работу эту я бросил, а сейчас вижу, какой она должна быть, и сделаю её заново.

— А как же памятники?

— Я уже выиграл конкурсы на установку в следующем году в Симферополе памятников композитору Алемдару Караманову и писателю Анатолию Домбровскому. Но это, по мне, не искусство в его высоком понимании, не «апогей творчества», а всего-навсего монументальная крупная скульптура, основанная на простой арифметике и соблюдении пропорций. Искусство здесь заканчивается после создания эскиза, а дальше — всё просматриваемо, предсказуемо. Во время настоящей творческой работы ничего нельзя просчитать заранее. Там такие открываются бездны, что итог абсолютно неизвестен.

— Вас послушаешь — придёшь к выводу, что современного монументального искусства в высоком значении этого слова попросту нет…

— Судя по тому, что я вижу в последнее время, это недалеко от истины. Столько уродства лепится! Причём авторы ничуть не обеспокоены тем, что их работы будут стоять на улицах и площадях и травмировать человеческую психику, в первую очередь детскую. Они руководствуются только желанием хорошо заработать. Доминирование наживы создаёт колоссальное нарушение городской среды как целостной структуры. Какое тут может быть искусство? Помню, в детстве мы с родителями часто ходили в Донской монастырь, рядом с которым жили. На его кладбище тоже есть памятники из бронзы и мрамора. И выполнены они изумительно, хотя сделаны на заказ, а не в качестве творческих самостоятельных работ. Само отношение скульпторов к своему делу было другое. Сейчас авторам мешают спешка и стремление побольше заработать. Но искусство — не та область, где можно урвать, не потеряв в качестве. Не будет чистоты, если ты идёшь этим сомнительным путём. Будет в лучшем случае ремесленничество, а по большей части — обыкновенная профанация.

— Но есть ли современные скульпторы, чьи памятники вам нравятся?

— Да, например, работы моего учителя народного художника России профессора Михаила Переяславеца. Он всегда творит с каким-то особым благородством, у него чёткий внутренний стержень. Для него ни деньги, ни установленные сроки не имеют значения — важен только результат. Он, кстати, был воспитан выдающимся скульптором Львом Кербелем. Если же подходить к «истории вопроса» в целом, то к качественным вещам для меня относятся, к примеру, памятник Нахимову в Севастополе, изваянный Николаем Томским, композиция «Преподобный Савва Сторожевский и князь Юрий Звенигородский» Андрея Ковальчука в Звенигороде, в Москве — Маяковский на Триумфальной площади Александра Кибальникова, Юрий Долгорукий на Тверской площади, конечно, опекушинский Пушкин… Сейчас, к сожалению, налицо снижение общего профессионального уровня скульпторов, работающих над монументами. И это при том, что в России продолжает существовать сильнейшая реалистическая школа, которая в Европе давно утеряна! Памятники нужно делать хорошо, но высокое искусство требует куда большей самоотдачи.

Беседу вела Светлана Носенкова.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары