Кербель Лев

кербель11

 

Кербель Лев Ефимович (1917 — 2003) — советский российский скульптор.

Учился в МГХИ им. Сурикова. Во время Отечественной войны служил фронтовым художником на Северном флоте. Создал более 59 памятников и мемориалов, большое количество скульптур знаменитых людей и множество надгробий.

Фотография Льва Кербеля в своей мастерской за день до смерти.

 

Уже на рубеже 70— 80-х годов в монументальной Лениниане наметились некоторые новые принципы. Эти произведения как бы звали вперед, агитировали за продолжение революции. Любопытно, что они появились еще в застойные годы. Это объясняется тем, что искусство не только отражает жизнь, но как бы и предвосхищает развитие действительности, выражая те общие умонастроения эпохи, которые еще не совсем ясны отдельным индивидам, но как бы «носятся в воздухе». Искусство не только фиксирует и осмысляет действительность, но идет впереди ее, формируя идеалы и цели, к которым стремится общество.

кербель44

Особенно ярко это сказалось именно в памятнике В. И. Ленину, установленному на Октябрьской площади, созданном скульпторами Л. Кербелем и В. Федоровым {арх, Г. Макаревич, А. Самсонов).

Оригинальна композиция этого памятника. На сравнительно низком стилобате помещена группа, символизирующая вершителей революции — рабочий, матрос, солдат, крестьянин, курсистки, работницы. Они движутся вперед, а над ними, словно осеняя эту группу, находится символическое изображение Революции в образе молодой женщины на фоне обвивающего мощную колонну знамени. Эта гранитная колонна возникает из центра группы. Она служит постаментом для крупной фигуры В. И. Ленина.

Гордо глядящая навстречу освежающему ветру, чуть приподнятая вверх голова Ленина, так же как колышимое октябрьским ветром знамя, аллегорическая фигура Революции, вознесенной над слитным движением масс, — все это предвосхищает и отражает сегодняшний день, его необратимое движение к новым идеалам. Фигура женщины связывает этот памятник с традициями лучших произведений мирового прогрессивного искусства. Мы вспоминаем Самофракийскую Нику, Марсельезу Рюда на Триумфальной арке в Париже, «Свободу на баррикадах» Делакруа. Скульптору удалось оригинально решить не только тему «Ленин и народ», но и градостроительные задачи, связать свое произведение с традициями мирового революционного искусства, создать памятник-символ.
Особо надо отметить градостроительную роль памятника. Он собрал воедино Октябрьскую площадь столицы, почти одновременно застроенную новыми зданиями, однако, художественно удивительно не согласованными друг с другом. Теперь у площади появился идейный и композиционный центр, разнохарактерность окружающих ее зданий не столь бросается в глаза и как бы вуалируется вертикалью динамичного памятника. Конечно, приходится сожалеть, что он ориентирован на северо-запад и большую часть дня находится спиной к солнцу, но по-другому поставить его было невозможно.

Наиболее важен в этом памятнике его динамизм, устремленность вперед. Установленный в 1985 году памятник наглядно подтверждает уже высказанную здесь мысль, что предчувствие необходимости кардинальных перемен в развитии общества как бы находится в подсознании масс и нередко воплощается в искусстве, прежде чем эти перемены начинают происходить в реальной жизни. Памятник на Октябрьской площади — это художественная интерпретация идеи движения. По-видимому, он даст основное направление дальнейшим поискам в области монументальной Ленинианы ближайшего будущего.

Воздвигнутый на Октябрьской площади монумент явно означил отход от несколько бытовых, иногда излишне приземленных портретных памятников В. И. Ленину, которые возводились в 60—70-е годы.

кербель55

Мемориал Карлу Марксу, установленный в городе Карл-Маркс-Штате.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта