Опекушин Александр

opekuchin 002 1

 

 

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) — Русский скульптор.

 

 

 

 

Александр Опекушин родился в деревне Свечкино, что недалеко от Ярославля, на берегу Волги. Родился в семье крепостного крестьянина. Отец его — искусный лепщик, часто уходил на заработки в город. Саша очень рано научился лепить из глины зверушек, птиц, человеков… Талант его удивлял многих односельчан, среди которых были лепщики, вложившие свой труд в украшения Исаакиевского собора в Петербурге. Они надоумили Михаила Евдокимовича Опекушина отдать сына в учение к настоящему мастеру в столице.
Владелица-помещица прикинула, что когда из мальчика выйдет большой мастер, то оброк с него будет большой, и отпустила своего маленького раба учиться.
Саше было двенадцать лет, когда вместе с отцом он добрался до Петербурга. Артель столичных лепщиков охотно пиняла к себе смышлёного мальчика. Саша быстро перенял искусство лепить цветы и орнаменты.
Тогда артельщики сложились и определили его в рисовальную школу Общества поощрения художников. Но в школе ученикам не платили, а Саша Опекушин нуждался в заработке. На Волге опять год выдался неурожайным. Из Свечкино писали, что семья голодает. Надо было помогать домашним. Пришлось оставить школу и искать работу. Возвращаться в артель и опять лепить цветы и орнаменты не хотелось. Но те же артельщики посоветовали ему идти в скульптурную мастерскую Иенсена, что у Карпова моста.
Академик Иенсен был датчанин. В Россию он приехал, как многие другие иностранцы — в погоне за успехом. В русской столице оценили датского скульптора. Его скульптурную мастерскую, в которой изготовляли различные украшения для строящихся зданий и парков в Петербурге прозвали заводом Иенсена.
Иенсен стал приглядываться к своему новому ученику Опекушину, который усердно и умело лепил. Однажды он случайно увидел его статуэтку, изображающую мальчика, пускающего мыльные пузыри. Непосредственность, с которой статуэтка была исполнена, обнаруживала талант…
За первой удачей явилась другая. Как раз в это время Иенсен стал профессором Петербургской Академии художеств. Он помог Опекушину определиться вольно-приходящим учеником Академии. И ещё Иенсен помог Опекушину стать свободным человеком, получить вольную от своей помещицы.
А потом пришёл первый успех. В 1862 году Совет Академии художеств присудил Опекушину за лепку с натуры Малую серебряную медаль. А ещё через год или два он получил от Академии художеств диплом со званием художника. Перед ним открывалась жизнь, в которой он мог свободно творить, отдаваться любимому искусству.
Но даже те люди, которые помогали Саше, не всегда были к нему добры и справедливы. На его долю досталось много горького…
Бывало за малейшую провинность артельщики попрекали его и угощали затрещинами, а когда случалось, что он пропадал на несколько часов, чтобы полюбоваться красивыми зданиями и памятниками, его немилосердно били.
И в мастерской у Иенсена он познал несправедливость. Просвещённый датский скульптор не гнушался нагружать его работой сверх меры, до полного изнеможения, а для учения ему оставались ночные часы.
И ещё один человек долгое время беззастенчиво пользовался трудом Опекушина. Человек этот был художник Микешин.
Микешин отличался большой предприимчивостью. Он получал от царского правительства заказы на памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге, адмиралу Грейгу в Николаеве. Сам Микешин не был скульптором, он только в рисунках составлял проекты и эскизы, а для скульптурного исполнения приглашал ваятелей. Однако Микешину доставалась львиная доля денег и слава автора монументов. Среди тех, кто работал на Микешина, был и Опекушин.

opekuchin 004Е.Р.Дашкова.  Фрагмент памятника Екатерине II.   1862 — 1873 годы

В те времена Пушкин стал уже знаменит. Страна,все жители, хотели воздвигнуть памятник в честь А.С.Пушкина. Но страной правил Николай Первый. Он был заклятым врагом Пушкина, и поэтому не давалось разрешение. Но Николай Первый умер, и страной стал править его сын Александр Второй, но неприязнь к Пушкину осталась, она досталась по наследству.
Прошло несколько лет, и народ всё таки добился того, чтобы Пушкину воздвигнули памятник. Но возник другой вопрос: кто же станет ваятелем памятника Пушкину? Кто?…
И тогда был объявлен конкурс. Комитет разработал программу. Скульпторов напутствовали: «Приступить к сооружению памятника, отвечающего идеалу простоты и единства, которого желательно было бы видеть осуществлённым в своих произведениях именно этими чертами творчества.»

opekuchin2
Весной 1873 года в помещении Петербургского опекунского совета были выставлены пятнадцать моделей. Участники конкурса представили запечатанные конверты с девизами. внутри каждого конверта — описание проекта и имя автора. Конверты будут вскрыты после окончания конкурса. Так обеспечивали беспристрастность жюри.
В Петербурге кипели страсти. Газеты и журналы резко писали о выставленных проектах.
Издававшийся писателем Достоевским журнал «Гражданин» не оставил на них камня на камне. «За исключением трёх-четырёх проектов, остальные модели никуда не годятся».
Исключение относилось к моделям №13 и №15. В обеих Пушкин
стоит на четырёхугольном постаменте, в плаще, со скрещенными на груди руками. у подножья постамента №13 скульптурные группы персонажей «Евгения Онегина», «Полтавы», «Бориса Годунова», «Сказки о рыбаке и рыбке»; у подножья проекта №15 только фигура Музы, играющей на лире.
Эти модели, особенно модель №15 хвалил журнал «Гражданин».
Когда Жюри вскрыло конверты, выяснилось, что авторм проектов №13 и №15 является Александр Михайлович Опекушин.
И всё же ни один проект не удовлетворял членов Жюри. Было решено провести новый конкурс в следующем году.
В марте 1874 года в залах Академии наук открылась новая выставка моделей. на этот раз проектов было двадцать.
Снова разгорелись споры о достоинствах выставленных проектов. И опять хурнал «Гражданин» сурово осудил выставленные модели, изобличив их авторов в незнании жизни и творчества Пушкина. Исключение «Гражданин» сделал для трёх моделей №2, 18, 19. При вскрытии конвертов их автором снова оказался Опекушин.
Но члены жюри нашли, что не меньшим достоинством отличаются и модели скульптора Забелло. и тогда решено было через год провести третий окончательный конкурс.
Неожиданно у Опекушина помимо Забелло во втором туре оказалось ещё два соперника — знаменитый Антокольский и
другой известный скульптор Шредер.
Третий конкурс открылся в мае 1875 года в Обществе поощрения художеств шестью моделями Опекушина, четырьмя Забелло, антокольского и Шредера.
Проект Шредера был слаб, о нём даже не говорили. Проект Антокольского вызвал споры. Антокольский изобразил Пушкина, сидящим на скале, а по спирали поднимались к нему герои его произведений. Почти всем было очевидно, что подобная скульптурная группа годится для парка, но не для площади. Модели Опекушина и Забелло отличались строгостью — без каких-либо аллегорий и неоправданных украшений. Но работы Забелло уступали Опекушинским в изяществе и законченности лепки.
Жюри остановило свой окончательный выбор на проекте №7, исполненном Опекушиным.
Кончилась лихорадка трёх конкурсов. Победитель был объявлен. Опекушина поздравляли Крамской, Тургенев, даже ущемлённый Антокольский признал:
— Народ нашёл своего ваятеля.
В день 6 июня 1880 года был открыт памятник А.С.Пушкину. Этот день Опекушину запомнился хорошо. За то, что Опекушин изобразил Пушкина без всяких преимуществ, его благодарили Достоевский, Тургенев и другие известные люди.
За два года до окончания 19-го века Александр Опекушин стал часто наезжать из Петербурга в Москву. Эти приезды были сбязаны с установлением памятника Александру Второму в Кремле. Также Опекушин создал памятник Лермонтову для Пятигорска, учёному естествоиспытателю Карлу Беру.
После смерти Александра Третего, его сын Николай Второй приказал создать памятник своему отцу.
Остаток жизни Опекушин провёл на Волге, в родных местах. Но даже старость не помешала ему лепить. Опекушин мечта изваять скульптуру «Любовь» — мать, склонившуюся над ребёнком.

 

6 июня 1880 года. В этот день множество людей спешило на Страстную площадь. Они заполнили соседние улицы, бульвары, теснились у окон, на балконах. К специально сооруженным трибунам шли и шли делегации. Сто лет назад Москва торжественно открывала памятник Пушкину.

opekuchin1

Среди находящихся на площади более всех, вероятно, был взволнован высокий темно-русый человек. Это был автор монумента—Александр Михайлович Опекушин.

Мысль создать Пушкину «вековечный» памятник высказал еще в 1846 году В. Г. Белинский—идея для того времени смелая, даже дерзкая: в России XIX века памятники ставили царям, сановникам, генералам.

Через несколько лет к Александру  II с ходатайством воздвигнуть памятник великому поэту обратились лицеисты пушкинского и последующего выпусков. «Высочайшее соизволение» было получено, но от каких-либо затрат правительство царской России отказывалось. Начался сбор добровольных пожертвований. Удалось собрать лишь 13.5 тысячи рублей—сумму, явно недостаточную для сооружения монумента.

Прошло еще 10 лет. И бывшие лицеисты добиваются учреждения комитета по созданию памятника поэту. Комитет, в который вошли соученики Пушкина М.А. Корф и Ф. Ф. Матюшкин, предложил установить памятник в Москве.

В газетах появилось сообщение о всенародной подписке на сооружение памятника. В подписных листах рядом c крупными суммами соседствовали взносы и по нескольку копеек—пожертвования от трудового люда.

Состоялось три конкурса на проект памятника. Модели представляли под девизами. В конкурсе приняли участие почти все известные скульпторы того времени, и среди них М. М. Антокольский, П. П. Забелло, И. Н. Шредер, Н. С. Пименов. Проекты памятника отличались большим разнообразием. Лучшими жюри признало модели Александра Михайловича Опекушина. Его победа удивила многих. Одна из газет писала:   — Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин».

Александр Михайлович Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, в ярославской деревне Севчино, славившейся искусными мастерами лепки. Талантливым лепщиком был и его отец. Заметив способности сына, он увез его в Петербург, и вскоре тот попал в мастерскую известного в то время скульптора Д. И. Иенсена. где пять лет осваивал ремесло.

Однажды Александр Опекушин сделал фигурку «Мальчик, пускающий пузыри», которая очень понравипась Иенсену, и тот помог ученику устроиться «вольноприходящим» в Академию художеств. Только в 1859 году, за два года до отмены крепостного права, Опекушин был выкуплен у помещика на волю.

Вскоре скульптор получает свою первую награду—малую серебряную медаль за барельеф на библейскую тему, затем—звание классного художника 1 -й степени, потом, за статую Петра I, и звание академика.

Опекушин много и тщательно работал над проектом памятника великому русскому поэту. Прижизненных портретов Пушкина было мало, а фотография в те годы еще не существовала. Точно сохранила черты лица только посмертная маска поэта работы Гальберга.

Опекушин заполнил изображениями Пушкина 10 альбомов, сделал из глины и пластилина более 30 проектов памятника. И вот—победа на конкурсе. По его модели, «соединившей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип наиболее подходящий к характеру и наружности поэта» (таково заключение жюри), был отлит памятник.

…Наступил торжественный день 6 июня. На трибунах—члены комитета по созданию памятника, представители городских властей, художники, писатели, дети Пушкина.

«…Упала скрывавшая памятник поэта холстина,—писал Глеб Успенский,—и перед всеми собравшимися на площади зрителями явился простой, умный, с внимательным умным взором образ Пушкина».

День закончился концертом: оркестр под управлением Н.Г Рубинштейна исполнил увертюры из опер «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Русалка» А. С. Даргомыжского.

«Вышло неожиданно хорошо,—писал И. С. Аксаков,—переросло всякие чаяния и стало истинным событием в историческом развитии русского общества, великим актом нашего народного самосознания, новою эрою, поворотным пунктом для наших молодых поколений…»

В одной из брошюр, увидевших свет сто лет назад, говорилось: «Мы уже видим начатки отрадных действий первого народного памятника. Со дня его открытия каждый день разнородные группы толпятся вокруг него и о чем-то топкуют. Женщины и мужчины, старые и молодые несут ежедневно к подножию поэта свою скромную и благоговейную дань то венками, то букетами цветов… Пробуждаются народные чувства, с ними воскресают и вера, и надежда, и любовь, которые вызовут стремление к правде. Вот культурная сила пушкинского памятника. возвышающегося над Москвой, но для всей России ..»

Пушкинские празднества длились четыре дня. Выступали известные писатели и поэты. Особенно сильное впечатление произвели на слушателей речи Ф. М. Достоевского, А.Н.Островского и И С.Тургенева Они подчеркивали непреходящее значение творчества  Пушкина для русской и мировой литературы.

•Мы будем надеяться,—говорил И. С. Тургенев,—что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным. более свободным человеком!.. Будем же надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа… станет понятно, что значит это имя: Пушкин!..»

На выставке, открытой в Дворянском собрании, впервые были представлены личные вещи Пушкина, его прижизненные портреты, рукописи, портреты его современников. Впоследствии эта первая пушкинская выставка заложила основу музея поэта.

…Вот уже 100 лет стоит в центре Москвы бронзовый Пушкин.

Г. АСЛАНОВА. А. РУДНЕВА

 

ПРАЗДНИЧНОЕ открытие монумента состоялось в 1880 тоду. Это событие стало сенсацией. Газета «Современные известия» писала: «Нам сообщают, что ко дню праздника в домах, примыкающих к месту пушкинского памятника, снимаются окна с платою от 25 до 50 рублей».

На церемонии присутствовал «истеблишмент» — принц Ольденбургский Петр Георгиевич, генерал-губернатор Москвы и министр народного просвещения, а также Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, АН. Островский, А.Ф. Писемский, АН. Плещеев, АН. Майков.
Глеб Успенский писал об открытии: «Торжество в честь человека, который знаменит тем, что писал стихи, повести, — когда это видывали мы все, здесь на торжестве присутствующие, когда видывала это Москва?..»

А.Ф. Кони описывал событие так: «…пелена, закрывавшая памятник, развернулась и упала под восторженные крики «Ура!» и пение хоров, запевших «Славься» Глинки. Предстала фигура Пушкина с задумчиво склоненной над толпою головой. Казалось, что в эту минуту великий поэт простил русскому обществу его старую вину перед собою и временное забвение. У многих на глазах заблистали слезы… Хоругви задвигались, поочередно склоняясь перед памятником, и у подножья его стала быстро расти гора венков».

Один из очевидцев вспоминал, что присутствующие на открытии «спешили сорвать кто лавровый, кто дубовый листок, кто цветок с венка на память о торжестве. Много людей возвращалось по бульварам с листами и цветами от венков Пушкина».

Да, венки остались голыми. Но зато само событие запомнилось на всю оставшуюся жизнь.

Алексей МИТРОФАНОВ

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары