Оп де Бек Ханс

Ханс Оп де Бек (1969) — бельгийский скульптор. Живёт и работает в Буюсселе.

Выставочное пространство «Art Banking Club» в Леонтьевском переулке продолжает знакомить публику с коллекцией современного искусства, которую собирает «Частный банк КИТ Финанс». На этот раз в галерее можно увидеть «5 скульптур» бельгийского художника Ханса Оп де Бека. Пять небольших белых статуэток из полиамида, выполненных в отстраненно-гиперреалистической манере, видимо, с реальных прототипов, представляют людей, чьи тела дополнены разнообразными высокотехнологическими приспособлениями.

op de bek1Пять скульптур.

Бионические протезы рук и ног, не пристегнутые к культям, но словно бы подсоединенные напрямую к мышцам и нервам тела, сложная конструкция — экзоскелет, помогающая двигаться парализованному человеку, надетый на голову сканер мозга или тоненькая сетка с датчиками на лице — прибор блокировки мимики… Все это устройства превращают .тело в некий гибрид человека и машины. Гибрид этот в исполнении Ханса Оп де Бека выглядит на удивление целостным — моно-хромностъ скульптур только подчеркивает то, как точно, без видимых швов, механические детали состыкованы с живым телом. Бельгийский художник вовсе не эстетизирует увечностъ своих героев (да, ообственно, и не все они являются калеками) — в отличие от, скажем, британского скульптора Марка Куинна, создававшего по античному канону беломраморные изваяния инвалидов, в том числе статую безрукой и безногой женщины, пару лет назад занимавшую отведенный под временные проекты постамент на Трафальгарской площади в Лондоне. Собственно говоря, механизмы интересуют Ханса Оп де Бека, кажется, больше, чем тела, которые они не столько восполняют до некогда утраченной «нормальности» сколько трансформируют в некую новую целостность, не лишенную своей собственной красоты. Впрочем, разве не прекрасен посвоему южноафриканский атлет Оскар Писториус, бегающий на карбоновых протезах особой конструкции, чья форма и не стремится имитировать человеческие ноги? Спортсмен, многократно участвующий в параолимпиадах, но не допущенный на обычные соревнования потому, что его протезы, по заключениям экспертов, дают ему неоспоримое преимущество над полностью органическими бегунами, стал одним из самых ярких воплощений концепции «posthuman» которую современная культура исследует еще с начала 1990-х подов.

Как всегда, «Art Banking dub» не только показал свои новые приобретения, но и сделал экспозицию, позволяющую составить представление о творчестве художника. Помимо пяти скульптур, на выставке можно увидеть документальные видеофильмы о Хансе Оп де Беке и несколько его видеоработ. Ханса Оп де Бека занимают отнюдь не только образы постчеловеческих созданий. Пожалуй, куда больше, чем те или иные персонажи, его интересуют пространства — интерьеры, здания, ландшафты. Одни из самых впечатляющих его работ — всевозможные макеты, похожие на архитектурные, но представляющие вовсе не идеализированные постройки, которые еще только предстоит возвести, но, казалось бы, ничем не примечательные и даже несколько депрессивные офисные здания, типовые бассейны, чахлые городские скверики и так далее. Которые, однако, уменьшившись в масштабах и обезлюдев, становятся совершенно магическими — так, что непреодолимо хочется уменьшиться в размерах и попасть в этот крошечный мир, предназначенный, кажется, только для тебя.

Один из представленных на выставке видеофильмов художника — завораживающе красивая анимация, представляющая в манере, напоминающей китайскую живопись тушью, постоянные образы художника от превращающихся друг в друга зданий старинной или ретрофутуристической архитектуры до тех самых людей, видоизмененных технологическим протезами, — называется, как и целый цикл работ художника, включающих в себя рисунки, объекты и инсталляции, «Extensions» — «расширение» или «продолжение». Протезы и макеты для него и есть не замена или имитация, но расширение реальности в ту плоскость, где она смыкается с вымышленным, сконструированным, виртуальным миром. Его завораживающие оптичесие обманки-диорамы, в которых зритель получает полную иллюзию фантастического ландшафта, расстилающегося на много километров вокруг него, также есть своего рода «протезы» для зрения. И поэтому работы Ханса Оп де Бека исполнены некоей меланхолии добровольного отказа от притязаний на объективную реальность.

Ирина КУЛИК

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары