Поползин Сергей
Сергей Анатольевич Поползин (1964) — русский художник из Иркутска.
В гуманитарном центре «Преодоление» им. Н А.Островского состоялась выставка, которую можно назвать уникальной. Ее автор различает цвет красок лишь по теплу.
С самого детства у Сергея было две страсти: рисование и оружие. Целыми днями возился со старыми пистолетами: ремонтировал их, реставрировал. Однажды в состоянии глубокой душевной депрессии он вложил в пистолет самодельный патрон и выстрелил себе в висок.
Трагедия произошла 31 июля 1990 года, когда Сергею исполнилось 25 лет. Эта роковая дата совпала с днем рождения и днем трагической гибели его отца. Одна из работ художника так и называется — «Тройная дата».
Невероятно, но факт: уход в лучший мир не состоялся. Пуля прошла навылет, и это спасло художнику жизнь, но он полностью лишился зрения.
Уже замечено, что на крутых изломах судьбы у человека нередко открываются новые, неслыханные ранее качества — талант и даже ясновидение. По-видимому, нечто похожее произошло и с Сергеем.
Он не впал в отчаяние, не оставил любимое искусство. Напротив, собрав все силы, превозмогая муки, он взял в руки кисть и начал неистово трудиться, работая по 15—17 часов без отдыха. В 1991 году состоялась его первая персональная выставка в гуманитарном центре «Преодоление». На ней было представлено 44 работы художника — живопись, масло.
Художник разработал свою собственную технологию работы над картиной вслепую. Еще в училище Сергей приучил себя располагать краски на палитре в строгом порядке, и теперь эта привычка очень пригодилась.
Расположив краски, сделав засечки, художник без труда и очень быстро стал находить краску требуемого цвета.
В основные линии на картине, в композиционные центры он втыкал иголочки от шприцев, которые служили ему ориентирами.
Расстояния измерял фалангами пальцев, а линии безошибочно и точно проводил с помощью специального трафарета, изготовленного из картона. Краску нужного цвета он мог найти также на ощупь, по ее температуре. Нужного тона добивался, смешивая краски в руке.
Зачастую просто невозможно себе представить, что все это богатство —- плод труда незрячего художника. Некоторые зрители буквально требуют доказательств достоверности этого факта.
Работы художника охотно приобретают коллекционеры. Выставки его работ стали проходить и за рубежом — в Австрии, Польше. Швейцарии…
Забрезжила надежда на частичное восстановление зрения. Сергей не забывает сотоварищей по недоброй судьбе и лелеет мечту организовать изостудию для слепых детей.
Михаил ФОТИЕВ. профессор