Девальере Жорж

Жорж Девальере (1861-1950) — Французский художник, член группы «Чёрная банда». Основатель мастерской религиозного искусства

Лучники.   1895 год.

В отличие от мифического неприступного Вавилона в Британском музее, парижский д’Орсэ охотно открывает свои секреты. Музей сделал опись имеющихся в наличии пастелей и обнаружил довольно представительную коллекцию, состоящую из трехсот работ художников только XIX века. Сто восемнадцать из них были отобраны на выставку «Пастель. Тайна и блеск» Это первая за всю историю музея персональная выставка пастелей. Дело в том, что долгое время техника пастели считалась камерной. К тому же в XIX веке пастель носила оттенок вторичноста по отношению к живописи. Хотя именно во Франции в 1885 году было организовано общество пастелистов, как раз для легализации этой техники. Рисование пастелью предполагает глубокое знание цвета, так как художник не может смешивать краски, чтобы добиться нужного оттенка, но должен на глаз выбирать мелок. С другой стороны, искусство не стояло на месте — к началу XX века живописцы знали больше полутора тысяч тонов вместо сорока, которыми располагали их коллеги в XVII и XVIII веках, а Леонардо, который начал писать мелками одним из первых и по праву считался пионером пастели, пользовался только двумя тонами.

Сотрудники музея д’Орсэ не имеют возможности проследить всю историю пастели во Франции, так как поставлены во временные рамки одного столетия, но и эта история оказалась очень бурной и насыщенной. Выяснилось, что пастель жила не своей отдельной жизнью, а поспевала за всеми направлениями в живописи XIX века/

Любимая Фрагонаром и Буше техника была забыта за годы Французской революции, но зажила новой жизнью вместе с романтиками в начале XIX века. Фонд д’Орсэ, к сожалению, работами этого времени обладает лишь в небольшом объеме, зато богато иллюстрирует реализм. Пастель идеально подходит для идеалиста Франсуа Милле. Он рисует целый ряд пастелей на крестьянские и шахтерские темы.

Эдуарду Мане пастель пригодилась на старости лет, когда болезнь не позволяла ему много выезжать. Он рисует многочисленные портреты: «Мадам Мане на синем канапе» 1874 года, «Лохань» или «Обнаженная купальщица» 1878-го, «Портрет Ирмы Брюнер» 1880-го. Идея обратиться к пастели пришла от Эдгара Дега, который больше не расставался с деревянным чемоданчиком мелков ни дома, ни в театре в балетном классе. На выставку попали и совсем неизвестные работы из серии «Танцовщицы’:

Эжен Баден открыл пастель для рисования природы. Представлена серия его натуралистичных этюдов неба подготавливающих к приходу импрессионистов. Клод Моне пишет пастелью «Мост Ватерлоо» в Лондоне и другое виды.

Неожиданно изящная пастель дала художникам возможность неплохо заработать. Салонные вкусы набирающего обороты среднего класса стали поизящнее — в моду вошли парадные портрета пастелью. В этот период техника переживает свои лучшие времена ее эксплуатируют на полную мощность. Кладутся такие жирные слои пигмента для достижения сочности, что пастель теряет качества летучести и соперничает с живописью. Буржуа полагали, что нежная пастель добавляет в портреты их жен и дочерей аристократичности: кожа кажется прозрачной, улыбка мягкой, а черта лица благородными. Что ж, художники добились своего, научились угождать публике без значительной потери качества, но эта часть экспозиции все-таки скучновата.

В следующем зале за дело взялись мифотворцы-симвописты. Пастель их привлекала возможностью избежать четких линий и внятных прорисовок. Техника пастели предполагает растушевку, хотя в разное время этим свойством пользовались в разных пропорциях. Жорж Девальере из «Черной банды» рисует желто-черных «Лучников» интригующую пастель с тремя обнаженными фигурами мужчин, отдаленно напоминающих апокалиптических всадников. Пантеист Эмиль-Рене Менар пишет «Суд Париса» (1907) без традиционных атрибутов сюжета Среди зеленой растительности на берегу моря мы видим одинокую фигурку пастуха, спины его коров и вдали светящийся персонаж — Венеру, непропорционально тонкую и прозрачную. Но на пороге стоял модерн со своими требованиями к женской красоте.

Достойное завершение экспозиции дает ретроспектива работ Одилона Редона — самого представительного и последовательного пастелиста XIX века Он использует весь спектр цветов, доступный художникам в это время. В технике пастели он рисует знаменитую «Квадригу Аполлона» — болтающуюся в завитках разноцветного неба четверку лошадей и упряжь, «Бородатого старика с крыльями», «Раковину», «Благовещение», пейзажи с самураями и гуру.

Наверное, пастель находилась в разработке все сто лет, помогала художникам сказать что-то особенное с ее помощью, но лучший выход нашла в ирреальном мире Одилона Редона, одного из самых непостижимых французских художников. Конец одной темы только открывает другую. Пастели Редона из д’Орэ еще соединят с основной коллекцией работ странного живописца и прочтут в ином контексте. Музей Редона пока на ремонте, но его открытие не за горами.

Екатерина БЕЛЯЕВА

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары