Данько Наталья

Данько (Алексеенко) Наталья Яковлевна (1892-1942) — советский скульптор-керамист.  Окончила Строгановское училище. Работала на ЛФЗ, занималась малой пластикой.

Собрание Юрия Трайсмана в Музее личных коллекций ГМИИ

«Ода к радости» — так патетически назвал выставку своего собрания русского и советского фарфора Юрий Трайсман, кода-то москвич, теперь давно уже американец. Прежде он был известен как любитель творчества художников андерграунда. В 1998 году выставку «Запретное искусство» из его коллекции показали в Русском музее и Третьяковской галерее. Теперь он привез в Россию около трех сотен вещей из коллекции фарфора, преимущественно 1930 — 1960-х годов, то есть советский идеологический ширпотреб.

. «Работница, вышивающая знамя».   1929 год.

Фарфор, изобретение древних китайцев, всегда благолепно и благополучно служил власти. Императоры всех времен и народов холили и лелеяли свои парцелленоеые мануфактуры. Их изделиями украшались дворцы и частные апартаменты. Большевики изобретательно использовали уникальную возможность фарфора «входить» в каждый дом. С первых революционных лет на национализированном Императорском заводе, переименованном в ГФЗ, стали выпускать тарелки и чашки, бокалы и блюда, расписанные серпами и молотами, красными звездами и прочей новой символикой. Так возник феномен — агитационный фарфор, пожалуй, самый знаменитый пласт отечественной «фарфоровой истории» XX столетия, ныне чрезвычайно дорогой на современном рынке. Для столь почетной художественной работы тогда привлекались крупнейшие мастера русского искусства Дмитрий Митрохин, Сергей Чехонин и многое их коллеги. Легендой советского фарфора была талантливейшая Наталья Данько, которая с 1925-го была главным скульптором ЛФЗ. В колекции есть ее раритеты — скульптурки 1920 — 1930-х годов «Плясунья: «Волейболистка» или чернильный прибор «Учеба» Фарфор не топью агитировал, но и клеймил пережитки прошлого. В 1918 году Алиса Брускетти-Митрохина создала удивительно выразительную фигурку «Буржуазка» — по революционным понятиям вычурно одетая дамочка вынужденно торгует своими вещичками на рынке.

Коммунистическая идеология, воплощенная в «милых фигурках» вождей, красноармейцев, рабочих и крестьян, становилась житейским обиходом. Прочно вошедшая в советский быт фарфоровая пластика утверждала миф праздничной реальности, солнечного яркого бытия. Скульптор Любовь Холина сумела воплотить в фарфоре даже, казалось бы, совсем отвлеченную идею «коммунистической демократии» в многофигурной, помпезной композиции «Под солнцем сталинской конституции». А самого вождя народов лепили в разнообразнейших пафосных композициях, живописали на громадных вазах и дарственных блюдах известнейшие мастера. Поражает воображение внушительная ослепительно белая композиция вождя и его соратников, подаренная к 70-летию отца народов. Отдельной строкой в сталинскую тему вошла советско-китайская дружба. Важными, но такими «простыми и доступными» изобразил Георгий Шкловский Сталина и Мао на огромном подносном блюде. Таких блюд сохранилось до наших дней всего три экземпляра, и один из этих раритетов видит посетитель на нынешней выставке. В ряду почетных «идейных» подарков были, как и в императорские времена, вазы. Советско-имперские амбиции воплощались в их гигантских размерах — вазы достигали белее метра в высоту. Украшались такие подношения ликами вождей, партийных начальников и полководцев. В частных собраниях подобных образцов вазописи практически нет.

Фарфор советского времени воплощал все ипостаси тогдашней жизни: от отважных красногвардейцев, пограничников, матросов и пожарников до романтических геологов, балерин, влюбленных паренькков и счастливых детишек с мамами. Художники чурались лишь однй почти запретной тогда темы — обнаженной медели. Тем более ню в фарфоре притягательны для многих коллею»юнеров. Прелестные, обворожительные мини-скульптуры «Сидящая с тазиком» и «Надевающая туфлю» Александра Матвеева, «Красавица» и «Плясунья» Бориса Кустодиева (художников, прямо скажем, не из последних) «спрятаны» в глубине всей экспозиции на втором этаже. Но любители их непременно найдут и оценят. Эти теплые вещицы радовали глаз — и люди украшали ими свои «стенки; комоды и серванты. Так что нынешняя экспозиция утоляет ностальгию многих по прошлым, для кого-то и счастливым временам

Собирать старинные фарфоровые фигурки Юрий Трайсман начал еще в детстве — художественный вкус развивался у него в домашнем кругу, постольку отец был художником. Но долгие годы собиратель связан дружбой с известным питерским искусствоведом, заведующим отделом новейших течений Русского музея Александром Боровским. Он-то и «подсадил» коллекционера на советский ширпотреб. «Заразившись его энтузиазмом, я приобрел свою первую фигурку? — пишет коллекционер в роскошном каталоге, изданном к выставке.

Украшением коллекции является и «фарфоровый проект концептуалиста Гриши Брускина, в котором герои, заявленные в «Фундаментальном лексиконе» обрели плоть в фарфоровой пластике. При финансовой поддержке собирателя эта серия из двадцати пяти фигурок создавалась в 1999 году.Художник назвал ее «Всюду жизнь». В экспозиции она представлена в одном ряду с известными гарднеровскими фгурками этнических типажей, мастеровых, крестьян.

Таким образом, коплекция Трайсмана дает редчайшую возможностъ — проследить развитие и преломление художественной образности в изображении российской жизни на протяжении всего XX столетия. Сомый доступный широким массам арт-продукт стал самой народной иллюстрацией к истории страны.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары