Редон Одилон
Одилон Редон (1840-1916) — французский художник, график. Один из основателей символизма.
Внутри французской живописи и графики последней четверти XIX века есть два священных чудовища, о которых принято говорить со странным придыханием, — это Гюстав Моро и Одилон Редон. Оба мастера связаны с декадентским триллером Гюисманса «Наоборот» оба безумно любимы ценителями искусства из Великобритании и оба представлены наилучшим образом именно в парижских собраниях — не проданы ни в США, ни в Европу, да и по Франции не рассеяны. У Моро есть музей, созданный им самим, — в квартире на улице Ларошфуко, где он всю жизнь прожил, ютясь на бедняцкой кровати, так и не продав (умышленно) практически ни одной картины. Все копил для музея и, находясь при смерти, подарил его городу Парижу. А картины Редона попали в Музей д’Орсэ, но их так много, что знаменитый парижский музей искусства XIX века не в состоянии выставлять его наследие у себя с подобающим такому мощному и одновременно таинственному гению размахом. Поэтому д’Орсэ вынужден сотрудничать с Национальными галереями Гран Пале, у которых есть в запасе сотни метров выставочного пространства Нынешнюю ретроспективу рисунков и картин Редона в Гран-Пале назвали коротко и ясно -«Принц грез».
В честь Гойи. 1885 год.
По сравнению с Моро, который весь сосредоточен в Париже, Редона можно назвать хотя бы путешествующим художником. Он родился в Бордо и первую часть жизни провел сидя дома, за исключением небольшого выезда на фронты франко-прусской войны, а потом Переселился в Париж, откуда уже больше не выезжал. Небольшая часть его картин осталась на юге Франции, и еще часть разошлась в Париже по частным коллекциям, остальное досталось национальным музеям.
Про жизнь художника в Бордо (родился в 1840 году) известно очень немного, почти ничего, кроме того, что рассказывают о его биофафии чернобелые композиции того периода А жил он очень замкнуто. Запоем читал рассказы Эдгара I По. Есть версии, возникшие не по догадке, а по указанию Редона на некоторых литографиях и рисунках углем в виде посвящения По, что художник иллюстрировал произведения американского писателя, которые так потрясли его в детстве. Он бесконечно рисовал в разных видах неких амебообразных существ — насекомых и растений с человеческими лицами. На выставке присутствует большая часть работ этого периода.
Эдгару По. 1882 год.
Мир мог так ничего и не услышать о Редоне, рисующем странные картинки в своем доме в Бордо, если бы Гюисманс не издал свой скандальный роман «Наоборот». Герой этой книги — молодой французский аристократ, несостоявшийся ученый иезуит, который, устав от суеты света, удаляется в добровольное изгнание. На окраине Парижа он строит дом, где предается изысканным эстетическим удовольствиям вроде вдыхания ароматов духов и дурманящих трав, декорирует свои покои, коллекционирует древние рукописи и необычные картины, а именно Одилона Редона. Так вместе с Гюисмансом не известного никому до момента обнародования его имени в книге Редона причисляют к декадентам. Был ли он таким же сознательным декадентом, как и Гюисманс, сказать трудно, но пессимистические настроения присутствовали в чернобелых работах Редона довольно долго.
Переезд художника в Париж после смерти отца в 1874 году стал первым шагом к «осветлению» сознания. Первым делом он познакомился и подружился со Стефаном Малларме. В1879 году решил издать первый альбом рисунков, воспроизведенных литографским способом. Но альбом, называвшийся «В грезе» привлек к себе внимание лишь некоторых знатоков живописи и коллекционеров. В след за этим циклом последовали и другие: «Эдгару По», «Истоки: «В честь Гойи», «Искушение святого Антония». «Гюставу Флоберу». «Цветы зла». «Апокалипсис’.’ В 1881 гаду Одилон Редон впервые выставляет в помещении галереи «Современная жизнь» все свои «черные» рисунки. А в 1886 году принимает участие в восьмой и последней выставке импрессионистов.
С начала 90-х годов Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели, экспериментирует с цветом. В этих работах он исследует свое подсознательное, которое вдруг оказалось у него не таким уж темным. Его излюбленными образами «цветного» периода были женские профили на ярком фоне, бабочки и колесница Аполлона, летающая за облаками. Он очень любил фантазировать на темы морского дна — рисовал странных моллюсков, медуз и прочих инородцев. Он всегда делал так, чтобы глаз зрителя не мог сфокусироваться на контурах центрального персонажа картины, напускал цветного тумана и тем самым убирал с полотна резкость.
Сюрреалисты считают Редона своим основным предшественником. Многое, по его собственным словам, у Редона перенял Матисс. Энциклопедии называют его отцом французских символистов. Только реалисты не хотели признавать достоинств художника, но у них было на то право.
После парижского Гран Пале выставка едет на юг — в Монпелье, а до этого побывала во Франкфурте, где стяжала невероятный успех и вызвала грандиозный интерес у публики.
Екатерина БЕЛЯЕВА