Рашид Карим

Карим Рашид (1960)  — всемирно известный дизайнер.

rachid1C уст левых деятелей культуры, ориентированных на социально-критическое искусство, слово «дизайн» слетает обычно в качестве ругательства. Эта, с Одной стороны, удивительно — ведь художники авангарда серьезно работали над преобразованием быта. Но в то же время эти пренебрежительные интонации можно понять, учитывая то, что многие воспринимают дизайн как «прикольные цацы для тех, кто врубается и может себе позволить» а не как неотъемлемую часть комфортабельной жизни каждого человека.

Чтобы проникнуться недоверием к дизайну, достаточно посетить выставку Карта Рашида в MOD, новом Центре дизайна в Москве. Впечатления начинаются на подходе: само здание центра, образ которого создал Карим Рашид, — традиционный стеклобетонный уродец, приютившийся под боном у величественной высотки, с непропорционально большой неоновой вывеской, более подобающей казино. Выставка Рашида внутри размещена под лестницей, не в чулане, но все же как-то неуважительно к гуру дизайна. Просто внутренняя планировка так устроена, без торжественности. Большое помещение — там, где другие обычно швабры хранят, а в центре здания — гигантский лестничный колодец, вокруг которого на этажах — маленькие отсеки с магазинами мебели и отделочными материалами, напоминающие все вместе вещевой рынок с китайской продукцией. Конечно, там представлены предметы роскоши, но планировка все губит. Да, впрочем, и сами предметы хороши: чего стоит отдел стенных часов из папье-маше с кукушками, маятниками, в виде домика немецкого бюргера, со слугами и скотным двором. А позолоченные улитки или двухметровая чайная ложка, покрытая зеркальными квадратиками, как дискотечный шар?

Зато в зале Карима Рашида все чисто: там пленяют оригинальностью форм и безупречностью исполнения кресла, журнальные столики, комоды, ведерки для шампанского. Все это поп-артистское, яркое, местами покрытое гипнотизирующими поп-артистскими орнаментами. Особенно меня поразил комод с передней поверхностью, волнистой и покрытой тонкими горизонтальными ребрами. Ого, думаю, а красиво такой архивный шкаф иметь, чтобы хранить там рисунки, тонкие ящики для этого очень практичны, можно разлажить все по темам и не перекладывать каждый раз в поиске одного листа’огромную пачку. Стоп — тогда волнистая поверхность не подходит, листы-то прямоугольные. И все же тяну один из ящиков на себя — оказывается, что это просто ребра, а ящик один, нечто подходящее для нижнего белья, а не для архивов. Вроде как расписывают дверцы бара под книжные попки с торцами фолиантов, а внутри -бутылки с алкоголем. Но в случае с расписным баром хозяин, наверное, успет намекнуть, что и интеллектуальное ему не чуждо, а Рашид ничего такого не хочет; те, кто может позволить себе его иметь, не нуждаются в оправданиях. На выставке вообще нет ничего, что соотносилось бы с производительной частью жизни. Только обстановка для отдыха! Разработка удобного рабочего стала или проблемы с наличием свободного места для установки степь монументального кресла Рашида не волнуют. Видимо, в этом и кроется причина его популярности в России: его клиенты так же равнодушны к тем, кто «не может себе позволить» и думает, где лучше разместить детскую — на кухне или все-таки в комнате бабушки и дедушки. В защиту Рашида говорят обычно, что он делает и дизайн общественных пространств, и наслаждаться ими может каждый. Сомнительно! Это ведь не городские библиотеки, больницы или музеи. Среди представленных на выставке примеров — бутик «Bosco dl ChiBegi» в Москве, ресторан в Дубае, ювелирный магазин в Сингапуре, из общедоступного — симпатичная, но не практичная космическая скульптурная раскоряка в качестве оформления станции неаполитанского метро. А дизайн упаковки, тоже доступный всем, — в основном духи.

Дизайн — это не эксклюзивная возможность отличиться от других, а способ сделать жизнь всех людей максимально комфортной. Иногда дизайна не видно, и это значит, что он удался. Я стала его адептом в роддоме. Там у разных отделений разные начальники, настолько же непохожие, как законы в разных штатах США. И в предродовом было все для нас, теток с огромным пузом, которые не могут согнуться. И чтобы бодуну мамаши не наклонялись лишний раз, кровати поставили очень высокие, шкафчики для мелких вещей повесили на стену, а столы тоже высокие. Казалось бы — так просто, но это и был дизайн. Цену явлениям узнаешь, когда их теряешь.

В послеродовом согнуться нельзя было по-прежнему — иэ-за чудовищной боли в животе. Но тем не менее постоянно приходилось это делать — кровати были ниже обычных стандартных в наших домах, унитазы — чуть выше горшка для ребенка Шкафчик для вещей стоял на полу-и ему тоже нужно поклониться. Каждый раз — больно. Идеальный дизайн -это не когда поклоняешься вещам, а когда они настолько хороши и сделаны для твоего удобства, что перестаешь их замечать.

Выступающих за создание регионального Центра дизайна депутатат Законодательного собрания Пермского края Андрей Агишев уличал в том, что они не могут объяснить, зачем нужен дизайн. Как он сказал, неубедительно: пока успели сделать только дизайн остановок и мусорных баков. А что? Начало блистательное — не проект интерьера комнаты отдыха для Законодательного собрания, а то, что нужно всем мерзнущим на улицах в ожидании прихода своего автобуса! и принятия законодательных решений.

Указатели на улицах и в интерьерах! очень важны. Кто владеет в наш век информацией, за тем и будущее. В Центре дизайна MOD в Москве этого не учли и выдали о себе нежелательные сведения. На двери женского туалета висела мятая принтерная распечатка «Уважаемые господа! Туалет для рабочих находится на 3-м этаже. Штраф за пользование ЭТИМ туалетом 5000 рублей. Администрация» Почему бы не заказать нормальную «дизайнерскую» табличку, чтобы было красиво, черными гравированными буквами на золотом фоне написано: «Только для белых»? Нашим черным было бы проще прочитать три слова, а не пятнадцать, и исторические ассоциации были бы яснее.

А дизайн ведь по сути своей и есть, нечто для «черных» Он должен быть экологичным — ведь не все смогут переехать с семьей в места более благополучные, после того как сделают Родину ядовитой. Кстати, пластик, любимый материал Карима Рашида, разлагается около 25 ООО лет, понимаете, это почти что в пять раз больше, чем прошло со дня сотворения мира. Чем мы встретим второе пришествие — грудами пластиковых стаканчиков?

Область применения дизайнерских усилий не должна заключаться только в работе с интерьерами, связанными с отдыхом и развлечениями или предметами роскоши, но выходить и в промышленный дизайн, причем не только на уровне идеи для продукта, но и на уровне разработки эргономичного интерьера и новых станков. Иначе не удастся поддержать отечественного производителя, а если дизайн придет на фабрики — глядишь, и работа на заводе станет более престижной, чем гниение в офисе.

Дизайн должен стремиться к дешевизне конечного продукта, естественно, без потери качества А не к элитности, то бишь недоступности в связи с высокой ценой и непрактичностью, хотя именно эти качества сейчас и считают дизайном.

А иногда хорошим дизайном мажет быть и не новая вещь, а простое решение. Я всегда задавалась вопросом: «Почему у нас все такое запыленное летом и грязное зимой — машины, фасады домов, ботинки прохожих?» Артемий Лебедев, руководитель будущего Центра дизайна в Перми, в одной из последних записей в своем интернет-дневнике вскользь замечает, что одна из явных причин грязи на дорогах — то, что уровень газонов или участков открытой земли на обочинах выше, чем проезжая часть и тротуары, и ливень смывает землю под ноги и колеса. Могу представить себе вывод городских властей: «Все забетонировать!» А стоило бы попробовать сделать хорошую систему стока воды и высокие бордюры. Еще бы начать мусор не сжигать, а перерабатывать, чтобы копоть в воздухе не летала и машины в пробках бы поменьше стояли…

Проблема существования настоящего дизайна в России в том, что он должен быть честным. Начнут дизайнеры изучать, в чем причина той или иной недоработки, и выяснится, что новый, красивый и дешевый отечественный товар так или иначе противоречит системе коррупции. Увы, а могли бы жить как белые.

Диана МАЧУЛИНА

ИГРИВЫЙ ПАПАША

Металлическая посуда для Сорсо Kapима Рашида

rachid2

Знаменитых стульев море. Знаменитых чайников еще недавно было только три: Петера Беренса (AEG, 1909), Альдо Росси (Alessi, 1988) и Майкла Грейвза (Alessi, 2001). Вывод напрашивается сам собой: чайник — это экзамен на более высокую дизайнерскую степень. Теперь этот экзамен сдал Карим Рашид, сотворив чайник Dunk — главу семейства металлической посуды для Сорсо. Ручка нового чайника похожа на ручку игрушечной гири, свисток — на соску-пустышку, резервуар для воды — на покосившийся колокол. Все вместе отдаленно напоминает его милую сумочку Torso для Issey Miyakc. Но в отличие от нежной, эфемерной сумочки чайник подчеркнуто материален и бессовестно игрив. Впрочем, как он может быть строгим, если рядом с ним, но мысли дизайнера, на кухне должны стоять похожий на женскую грудь термос Soothe и другая утварь не менее чувственных форм? Тысячу раз прав Карим Рашид, определивший свой стиль как «чувственный минимализм». Минимализм — чтобы не захламлять мир лишней материей, чувственность — чтобы не перестать при этом радоваться жизни.

Искусство для искусства

В галерее Гарри Татинцяна открылась выставка всемирно известного дизайнера Карима Рашила. По этому случаю любители современного искусства гуляли под огромным тентом, который натянули прямо на Ильинке перед галереей.rachid5

Под тентом гостям наливали голубоватые коктейли, за которыми выстроилась очередь. Она была настолько длинной, что ее можно было ошибочно принять за очередь на выставку. Экспозиция, даже несмотря на коктейли, особенною впечатления на светскую тусовку не произвела. Гости с опаской разглядывали странного вида грязноватые войлочные стулья-лежаки, садиться не решались. Тем более что голос из динамика настойчиво предупреждал: «Граждане, просьба не трогать экспонаты руками. Вы в музее». Слышались тихие реплики: «Ничего не понимаю. Это что — искусство?» Красавец автор, явившийся в розовых кроссовках и ослепительно белом костюме, пользовался большей популярностью, чем его произведения, тем более что его трогать никто не запрещал. С ним с удовольствием обнялись: режиссер Кирилл Серебренников, дизайнер Андрей Бартенев, глава компании Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, продюсер Анастасия Калманович, ресторатор Александр Смолянский, коллекционер Виктор Бондаренко, дизайнер ювелирных изделий Марина Мисбах.телеведушая Сати Спивакова и ее подруга режиссер Алла Сигалова. Об искусстве гости говорили мало, обсуждая более важные события. Артистка Лада Дэнс бросилась к дизайнеру Наде Сказке со словами: «Какая на тебе юбочка!» Надя ответила: «А еще у меня сапожки новые!»

Когда гости разъехались, Карим Рашид отправился ужинать в City Space Bar & Lounge, а затем в клуб Fabrique, где встал за вертушки и вспомнил диджейскую молодость.

Мария Микели

Карим-сутра и Weegee

С 28 сентября по 30 октябри в галерее Гари Татинцяна пройдет выставка самого успешного дизайнера современности Карима Рашида. Там же можно будет увидеть работы Weegee, самого и известного американского фоторепортера эпохи Великой депрессии.

Профессор филадельфийского Университета искусств, уроженец Каира, выросший в Англии и окончивший университет в Канаде, сейчас работает в Нью-Йорке для самых известных мировых брендов. Его работы хранятся в Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Мusee des Aris Decoratifs и Монреале, Tokyo Gas, Groningen Museum u Голландии.

rachid3

Карим Рашид человек неординарный: уже год он одевается исключительно в розовое, когда заходит солнце, находит минутку, чтобы полюбоваться им, мечтает создать робота и живет по собственным заповедям. «Отвечай на каждый полученный e-mail, телефонный звонок или факс в тот же день, вне зависимости от того, где находишься и чем занят». «Работай for fun, а не ради вознаграждения. Или не работай вовсе». «Избегай накопительства. Покупая одну новую вещь, избавляйся от одной старой». «Если тебе не нравится работа, увольняйся». «Храни в гардеробе тридцать одинаковых комплектов нижнего белья и тридцать одинаковых пар носков. Раз в месяц устраивай стирку». «Лень — это Антихрист». «Есть всего три категории людей: одни культуру производят, другие ее покупают, третьим на нее наплевать. Держись первых двух».

В Москву дизайнер привез арт-объект STRATOSCAPE — девять блоков-пеньков из обтянутых войлоком битых бутылок, их можно составить в любой конфигурации, и инсталляцию из 50 сидений разных форм, многие из которых можно подвешивать к потолку как элементы интерьера. Также на выставке покажут художественные принты (авторские картины, отпечатанные ограниченным тиражом), к примеру Карим-сутру — изображение дивана для сексуальных утех.

rachid4

В этой же галерее открылась выставка фоторепортера Артура Феллинга по прозвищу Wfcegec. Wfeegcc — это настольная игра, в которой выигрывает тот, кто. зная правильный ответ, быстрее всех нажмет на кнопку. Феллинг был фоторепортером в эпоху Великой депрессии. Парень, родившийся во Львове, стал самым известным фотографом Америки 30-х годов. Он успевал к месту убийства, крушения или кражи со взломом раньше полиции, за что его называли «штатный фотограф корпорации «Убийство Ltd.». «Дальнейшая судьба преступников, которых я снимал живыми, была лишь делом времени. Наступал момент, и я уже снимал их мертвыми, лежащими в луже крови. Их последнее фото я старайся сделать предметом искусства».

Мария Микели

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары