Моро Гюстав

Гюстав Моро (1826 — 1898) — французский художник.

 

Ради искусства Гюстав Моро добровольно изолировал себя от общества. Тайна, которой он окружил свою жизнь, превратилась в легенду о самом художнике.
Жизнь Гюстава Моро, как и его творчество, кажется полностью оторванной от реалий французской жизни XIX века. Ограничив круг общения членами семьи и близкими друзьями, художник целиком посвятил себя живописи. Имея хороший заработок от своих полотен. он не интересовался изменениями моды на художественном рынке. Знаменитый французский писатель-символист Гюисманс очень точно назвал Моро «отшельником, поселившимся в самом сердце Парижа».

Моро родился 6 апреля 1826 года в Париже. Его отец, Луи Моро, был архитектором, в чьи обязанности входило поддерживать в надлежащем виде городские общественные здания и памятники. Смерть единственной сестры Моро, Камиллы, сплотила семью. Мать художника, Полина, была всем сердцем привязана к сыну и, овдовев, не расставалась с ним вплоть до своей кончины в 1884 году.

С раннего детства родители поощряли интерес ребенка к рисованию и приобщали его к классическому искусству. Гюстав много читал, любил рассматривать альбомы с репродукциям и шедевров из коллекции Лувра, а в 1844 году по окончании школы получил степень бакалавра — редкое достижение для юных буржуа. Довольный успехами сына, Луи Моро определил его в мастерскую художника-неоклассициста Франсуа-Эдуарда Пико (1786—1868), где молодой Моро получил необходимую подготовку для поступления в Школу изящных искусств, куда в 1846 году успешно сдал экзамены.Обучение здесь было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры. изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Между тем Моро все больше увлекался красочной живописью Делакруа и особенно его последователя Теодора Шассерио. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), в 1849 году Моро покинул школьные стены.

Молодой художник обратил свое внимание к Салону — ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий в надежде быть замеченным критикой.

 Орфей.   1865 год.

Моро отметил об этой картине следующее: «Девушка находит плывущую по воде голову Орфея и его лиру. Она благоговейно достает их из речного потока. Нежный жест». Орфей был музыкантом и певцом, от звучания его лиры леса и горы пускались в пляс. Убитый горем после смерти своей возлюбленной Эвридики, он отказался поклониться богу Бахусу, за что был разорван на части злобными Менадами, голову певца и лиру бросили в реку Эбро, по которой они поплыли к морю. Моро придумал поэтический финал этой истории: в его версии голову и лиру обнаруживает, фракийская девушка. «Орфей» — одна из самых прозрачных картин художника. Здесь он отказывается от обилия характерных для его ранних работ символических деталей и создает простую, но в то же время величественную композицию. Картина была показана в Салоне 1866 года и приобретена государством за 8000 франков. Выставленная еще при жизни художника, она оказалась единственной постоянно доступной для любого зрителя и потому стала самой известной его работой.

 Явление.   1876 год.

В шедевре Моро голова Иоанна Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле небесного света. Некоторые критики считают, что на картине изображен момент, предшествующий усекновению главы Иоанна Предтечи, и, таким образом, Саломея видит последствия своего поступка. Другие полагают, что сцена, которую изобразил художник, происходит после казни святого. Как бы то ни было, но на этом темном, насыщенном деталями полотне мы наблюдаем, как потрясена Саломея плывущим по воздуху жутким призраком.

Поклонник творчества Моро, писатель Гюисманс, увидев в Салоне 1876 года «Саломею» и «Явление», был так очарован картинами, что посвятил им целую главу своего романа «Наоборот». «Гюстав Моро пренебрег евангельским рассказом и представил Саломею в сверхъестественном и необычном виде», — писал Гюисманс, передавая восторг своего героя от танца Саломеи, и продолжал, подробно описывая картину «Явление»: «Злодейство свершилось. Теперь палач стоит безучастно, сложив руки на эфесе залитого кровью меча. Голова Предтечи возносится с блюда, покоящегося на плитах пола. Глаза тусклы, лицо побелело, рот приоткрыт и безжизнен, шея в багровых каплях крови. Вокруг головы — мозаичный нимб. Он озаряет своды, бросает отсвет на жуткое вознесение, и, словно прикованный к плясунье, остекленевший взгляд вспыхивает. Саломея взмахом руки как бы отгоняет видение, но оно заворожило ее, и плясунья застыла,- зрачки расширены, рука инстинктивно поднята. Сияние от главы Предтечи высветило все грани драгоценностей Саломеи. Камни ожили и, вдохнув свет в женское тело, зажгли его. Страшная голова вся в крови, пурпурные капли свисают с брады и волос. Она видима одной Саломее. На акварели Саломея предстала более чем реальной — созданием горячим и жестоким…» Для автора этих строк Саломея в интерпретации Моро не просто лицедейка, танцем бедер завлекающая старца Ирода, а «божество, богиня вечного исступления, вечного сладострастия».

Моро написал целый ряд картин на этот сюжет Большинство из них было создано в его мастерской под впечатлением страха, пережитого художником во время франко-прусской войны и событий Парижской Коммуны. Вероятно, одна из целей, которую преследовал Моро, обращаясь к этой библейской истории, заключалась в том, чтобы провести параллель между безвольным царем Иродом и тогдашним правителем Франции Наполеоном III.

  Фаэтон.   1878-1879 год.

  В детстве Моро зачитывался «Метаморфозами» Овидия и ему запом нился сюжет о падении с небес Фаэтона, смертного сына Аполлона, который однажды безрассудно погнал по небу солнечную колесницу отца. Не справившись с бешеными конями, он опустил колесницу-солнце слишком близко к Земле, отчего на ней начался хаос и пожары. На своей акварели Моро изображает кульминационный момент .той сцены. Фаэтон в ужасе поднимает руки, увидев перед собой зодиакальных Льва и Гидру. Только сейчас юноша осознай что наступает его последний миг.

ПАВЛИН, ЖАЛУЮЩИЙСЯ ЮНОНЕ (1881).

Эта акварель из большой серии, созданной Моро по мотивам басен Лафонтена, — одна из немногих работ художника, не обремененных сложными символами и аллегориями. Юнона изображена в образе олимпийской богини, вознесшейся на небо и излучающей свет.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта