Тагор Рабиндранат
Рабиндранат Тагор (1861-1941) — индийский писатель, поэт, художник, композитор.
Рисовать он начал в шестьдесят восемь лет, а писать стихи — в восемь. Стихи начал писать мальчик из Калькутты, четырнадцатый ребенок в большой семье, которая славилась своей необычайной и разносторонней одаренностью.
Живописью неожиданно увлекся до самозабвения поэт и мыслитель, завоевавший мировое признание, первый поэт Востока, удостоенный Нобелевской премии,— это вызвало тогда, в 1913 г., смятенные вопросы как, ее и азиатам дают?
Тагор пришел к живописи достаточно необычным путем — эстетичный во всем, он не терпел помарок на своих рукописях. Говорил, что они похожи на «одиноких цыганок в поисках табора», что они жалобно молят поэта спасти их от ненужности Тагор не просто вычеркивал слова — или строчки,— а зарисовывал их. Постепенно помарки на его страницах стали организовываться в ритмические повторы.
В 1928 г. ритм буквально взорвался фантасмагорическими, гротескными, напряженно изломанными или скрученными в тугие петли химерами, которым на первый взгляд немыслимо отыскать прообразы в реальности, но нужно вглядеться. и, как во сне, из монстров выплывает нечто незнакомо-узнаваемое: змеи с человеческими глазами, яростные птицы, полузвери-полулюди.
Очень скоро к обыкновенным чернилам добавляются цветные, разноцветные, потом пойдут в ход карандаш, уголь, гуашь — только не масло, масло долго сохнет, а Тагора сжигает лихорадка работы, образы, формы толпятся, теснятся, мешаются, угловатые, сумрачные, угрожающие…
За тринадцать последних лет жизни Тагор, не прерывая множества других своих занятий, делает около 3000 картин и рисунков.
После парижской выставки картин Тагора газеты писали:
«Это живопись в чистом виде, абсолютно искренняя и совершенно свободная от художнических штампов».
Тагор не только никогда не учился живописи — он ни разу до этого даже не пробовал руку, хотя его любимый старший брат Джотиндранат был недурным художником, племянники Абаниндранат и Гаганепдранат, с которыми Тагор всегда был близок, считаются основателями так называемой необенгальской школы живописи.
17 сентября 1930 г. в Москве, в Музее нового западного искусства, открылась выставка тагоровских акварелей.
Тагор писал в то время:
«Мой самый интимный дар вам — это мои картины, и я надеюсь, что через них мы действительно узнаем друг друга. Только эта надежда и побудила меня выставить их. Для самого меня их основная ценность в том. что они дают мне возможность прямого общения с европейскими народами. Я хочу надеяться, что мои картины станут посланцами мыслей между нами и вами и приблизят нас к гармоничному пониманию друг друга».
Хаотическое извержение форм было сотворением мира. Тагор быстро осваивается в нем: рисунок приобретает уверенность, цвет перестает быть дополнением к нему, сдержанная до аскетизма цветовая гамма приобретает динамичность и выразительность. А Тагор продолжает утверждать, что его картины — это стихотворчество в линиях.
В «Упанишадах» сказано: идее, чтобы обнаружить себя, требуется форма. Для Тагора изначальной и естественной формой самовыражения всегда была поэзия.
Рисуя, Тагор переводит образ звука в зримый образ.
Сочиняя музыку — усиливает и развивает мелодику слова и ритм цезур.
Еще совсем мальчишкой, завороженный чудом звучащего слова. Тагор восклицает: но стихотворение, закончившись, не кончается!
Незаконченность стихотворения продлевается в живописи, в музыке, в танцевальном движении, так и не кончаясь, ибо для Тагора «действительность — это бесконечность, явленная через конечное».
В искусстве единство бесконечных форм многообразия сущего может проявиться только через художническую личность.
«Поэзия и искусство,— пишет Тагор,— утверждают глубочайшую веру человека в его единство со вселенной, и конечная истина — это истина человека… Искусство дарует человеку свободу вечности, через которую он познает свою подлинную перспективу… Цель искусства — помочь человеку подняться над тяготами повседневности и на крылах свободы взлететь в вечное».
Тагор, рожденный и взращенный великой традицией индийского гуманизма, утверждавший, что все прекрасное, созданное человечеством, принадлежит и ему тоже, поэт, упрямо верующий в идеал всечеловеческого братства, человек, волей судьбы ставший одним из первых посланцев Востока на Западе, гражданин мира в самом высоком и подлинном смысле — Тагор был человеком своего времени, сыном порабощенной страны, свидетелем многих трагедий.
«Я бреду с лампой в руке, а мне нужно, чтобы во мне был свет».
Свет и тени этого почти неправдоподобного человека с особенной наглядностью видны в его картинах.
Ромен Роллан сказал о Тагоре:
«Он во всем прав — с точки зрения вечности».
м. с.