Горяев Виталий

Виталий Николаевич Горяев (1910-1982) — советский художник иллюстратор

 

 

 

В Российской Академии художеств открылась выставка произведений блистательного советского графика Виталия Горяева. посвященная 100-летию со дня его рождения. Виталий Горяев принадлежит к той плеяде Мастеров, которые довели искусство книжной иллюстрации до совершенства Миллионам читателей он известен своими иллюстрациями к произведениям Гоголя и Достоевского, Марка Твена и Голсуорси, Драйзера и Ремарка, Пушкина, Олеши и многих других. Графические серии и живопись Виталия Горяева хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

«Учиться нужно не писать, а видеть, -говорил Антуан де Сент-Экзюпери — Писать — это следствие». Виталий Горяев был художником, обладающим уникальным даром видеть мир. Он был не только одним из лучших графиков своего времени Человеческий и творческий масштаб Виталия Горяева позволили ему оставить след в самых разных областях российского искусства

Иллюстрация к книге М.Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Виталий Горяев был острым карикатуристом и ведущим художником в главном юмористическом журнале СССР «Крокодиле’. Обладая редкой способностью видеть мир глазами детей, он был прекрасным иллюстратором детской литературы. Общепризнано, что Марк Твен нашел в лице Виталия Горяева своего лучшего интерпретатора.

 

Иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя.

Дар видения мира сочетался у художника с абсолютной творческой независимостью.

Иллюстрации к повести  Н.В.Гоголя «Шинель»

Из серии «Америка»

Таисия ГОРЯЕВА, супруга:

— Помню, мы жили на даче рядом с Кукрыниксами — на Оке. Виталий Николаевич, как всегда много и усиленно работал, писал акварели. А по вечерам все встречались у нас в избе. Обычно во время этих встреч он показывал свои акварели кому-то из Кукрыниксов. Однажды Куприянов, рассматривая какой-то его пейзаж, заметил: «Витя, ну знаешь, это слишком!» В ответ прозвучало: «А мне нравится, я — так вижу!» Он всегда шел своим путем…

У переезда.

У него было удивительное чутье в искусстве и независимость во взглядах И качества эти с годами увеличивались по нарастающей. Никакой авторитет не мог сломать или подавить горяевскую независимость. Он понимал, что тайна творчества — есть тайна свободы. И все новое, еще не бывшее — это всегда прорыв из той внутренней свободы художника, которую нужно защитить и сохранить.

На Красной Пресне.

Штукатуры

Молодую свежесть и остроту восприятия жизни Мастер сохранял до глубоких седин. Отсюда постоянно окрыляющее его чувство первооткрытия. Абсолютная творческая свобода позволила Горяеву создать удивительно живое искусство. Его рисунки узнавали сразу. Они всегда отличались большой легкостью и четким ощущением единственно верного прикосновения. Рисовал он с фантастической скоростью: портрет мог начать и завершить в течение часа, наброски длились секунды.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, поэт:
— Для меня Виталий Николаевич был не просто художником, он был Учителем. Во мне запечатлелся образ человека, который всегда, во всех ситуациях был совершенно свободным и оставался самим собой, не изменял себе, своим взглядам, своему призванию. Это дорогого стоит.

Творческая независимость Виталия Горяева сочеталась с удивительным человеколюбием. Он смотрел на жизнь глазами любви. Это был человеколюб в самом высоком смысле этого слова. Сегодня это понятие находится в тени, а ведь это корневое понятие Жизни. Виталий Горяев и был силен тем, что нес в себе корневые понятие Жизни и Искусства

Любовь ГОРЯЕВА, дочь:

— Вещь, о которой задумываешься, когда человека уже нет в жизни. — это как к нему относились лквди. были ли у него враги? Про отца я могу сказать: у него, может быть, были завистники, но не было врагов. Это человек, который никогда никому не только не делал плохо, ему претило вообще любое осуждение. Если какого-то человека он считал непорядочным, максимум, что он мог сказать: «А что говорить — пошляк!» Для него непорядочность была проявлением тоже каким-то пластическим, с позиции искусства, проявлением пошлости, безвкусицы, нарушением некоего замысла о человеке.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, поэт:
— Помимо таланта художнического, который Виталий Горяев получил от Бога, есть талант еще чисто человеческий. Это тот случай, когда хороший человек был хорошим художником И это все знали, все чувствовали и понимали. Дай бог, чтобы у нас больше было таких людей Одаренных не только талантом, а чисто человечески. Не хватает нам этого!

Виталий Горяев прожил свою жизнь на максимуме отпущенных ему творческих и человеческих сил и относится к тем немногочисленным Мастерам, которые получили признание при жизни.  Сценарий его жизни прекрасен. Профессиональный масштаб позволял ему отдаваться сразу нескольким творческим  процессам и заниматься, казалось бы несовместимыми проектами в одно и то же время, достигая при этом исключительной убедительности.

«Каждому человеку в жизни даются | шансы,-заметил однажды Леонардо да Винчи. — но используют их лишь единицы. Одни их теряют, другие — находят. Из  этих находок и потерь складываются  счастье, судьба и в конечном итоге — след. которьм каждый из нас оставляет  после оебя… Виталий Гopяев оставил  после себя след высокого Мастера.

Любовь АЗАМАТОВА |

14 апреля исполняется 10О лет со дня  рождения Виталия Горяева — блистательного художника, вошедшего в историю золотого века советской графики.  Известный миллионам читателей своими иллюстрациями к произведениям Гоголя и Достоевского, Марка Твена и Голсуорси, Драйзера и Ремарка, Пушкина, Олеши и многих других, он оставил огромное наследие, значимость которого еще предстоит оценить. «Рисунки мастера -это больше, чем иллюстрации. Это новое великое постижение величайших созданий литературы»,-писал о Горяеевских графических сериях Ираклий Андроликов.

Дорога из Бауманки во Вхутеин

Из серии «Американцы у себя дома».

.. .Он приехал в Москву из далекой Читы в 1929 году. Мечтал научаться строить мосты и поступил в МВТУ имени Баумана Случайная встреча с Владимиром Маяковским, которому он решил показать свои стихи, и… судьба его изменилась совершенно. Рисунки на полях тетради со стихами сказали поэту революции гораздо больше, чем их содержание. Талант 19-летнего паренька был столь убедителен, что Маяковский сам поехал с ним во Вхутеин. Прием к тому времени ужв был закончен, но по просьбе Маяковского сибирскому самоучке дали натуру и устроили дополнителъный экзамен. Так интригующе началась звездная дорога выдающегося книжного графика, детского иллюстратора, замечательного карикатуриста Виталия  Горяева.

Из серии «Американцы у себя дома».

Его учителями был Александр Дейнека и Владимир Фаворский, школу рисунка он постигал в мастерских Дмитрия Моора и Сергея Герасимова Постепенно формировались вкусы и предпочтения в искусстве.

Таисия Горяева, супруга:
«Для неподготовленного человека у него было живительное чутье в искусстве. Ему понравился Сезанн, а любимым художником стал Пикассо, от которого в то время все отворачивались. Ему дал Бог видеть эту сторону изображения действительности, а не какую-то закругленно реалистическую.»

Из серии «Американцы у себя дома».

Что же у вас художник делает мосты?!

И совсем скоро самые крупные издательства России распахнули перед ним двери. Виталий Горяее в основном работал в книжной графике, иллюстрируя книги по заказу для таких издательств, как «Детгиз» ,»Госиздат», «Правда», «Мир» «Советский писатель». Кроме этого, он являлся автором иллюстраций в журналах «Смена» и «Крокодил; «Юность» и «Огонек^ «Иностранная штература» и многих других.

В течение нескольких лет Горяев возглавлял художестветый отдел в журнале «Крокодил» и долгие годы был одним из ведущих художников этого журнала, с которым связана целая эпоха в жизни России.

Таисия Горяееа, супруга-
«В редакцию «Крокодила»его приняли с хорошей остротой.

-Что-травить не будем Горяева?

— Нет, не будем.

В «Крокодиле» его полюбили. Ему там было вольготно»

Из серии «Американцы у себя дома».

Из серии «Американцы у себя дома»

У Горяева был дар видеть действительность через карикатурные точки зрения, и многие его карикатуры не потеряли своей актуальности и сегодня, что вполне объяснимо: вечные жизненные ценности и человеческие пороки также сохранили свою актуальность…

С первых дней войны Горяев оказался в числе создателей популярного цикла плакатов «Окна TAСС» Самый известный из них — карикатура на Гитлера «Ворона в павлиньих перьях; Это была работа в жанре политической сатиры.

Но время было непростое, и работу в «Окнах ТАСС» прервал чей-то донос.

Из воспоминаний Виталия Горяева: «Из-за одного доноса в январе 42-го с меня была снята бронь в «Окнах ТАСС»и я поехал на фронт в редакцию «Фронтовой юмор’,’где судьба свела меня с Твардовским, Верейским и Слободским — будущими друзьями на всю жизнь».

Уже после войны Горяееу стали известны имена доносчиков — их было немало в его жизни, но он никогда не тратил энергию на ненависть и переживания. Став художественным руководителем «Фронтового юмора», он привлек к участию в нем мастеров сатиры и живописцев. Рисунки и тексты для журнала гравировались на дереве и линолеуме, с них печатался весь тираж, порой прямо в поездах и блиндажах. Это была напряженная, полная опасностей и разного рода трудностей работа.

В годы войны неожиданным образом осуществилась мечта строить мосты.

Любовь Горяева, дочь:
«После того как разбили немцев под Москвой, началось наступление где-то в районе Белоруссии. была задача — постелить гати для прохода танковой техники. По разным причинам ситуация затягивалась и не складывалась. А у папы всегда хорошо инженерно работала голова. И тогда ему пришлось придумать некий
инженерный ход. Задача была решена, и член Гocyдарственного Комитета Обороны
Николай Булганин — будущей председатель Совета Министров СССР, присутствовавший при этом, — выговаривал своему окружению: что же у вас художник делает мосты?!»

Рисование как способ жизни

Когда обязанности совпадают с наклонностями, когда творчество — для вдоха и для сердца, а профессиональный труд дает твердый хлеб, тогда художник счастливейший из смертных.

Говорят, Ференц Лист, когда не было под рукой клавиатуры, играл на доске. Виталий Горяев рисовал везде и всегда, даже будучи уже признанным, маститым художником: в общественном транспорте, на природе, на заседаниях и совещаниях, дома и в мастерской. Сохранились тысячи рабочих томов-альбомчиков, хранящих след его виртуозного карандаша.

Обладая поразительной работоспособностью, Виталий Горяев рисовал в режиме невероятной скорости. В этом проявлялся и его редкий пластический талант, позволяющий мгновенно уловить и запечатлеть увиденное, и характер личности, и способность концентрироваться. Искусствоведы отмечали «молниеносную энергию его штриха.

Таир Салахов, вице-президент Российской Академии художеств:
«…У него был внимательный взгляд И даже когда он улыбался, его глаза были сосредоточены — он постоянно был сконцентрирован на какой-то своей внутренней работе.»
Виталий Николаевич  был цельным человеком, со своим видением жизни, и вызывал к себе огромное уважение»

Михаил Курилко-Рюмин, народный художник России:
«Фигура Горяева -это яркое подтверждение высоты нашей школы и нашего искусства. Оно на таких вершинах держится. Виталий Горяев -блистательный мастер. В этом радость и торжество искусства-когда мы вспоминаем таких мастеров. Мастерство этого художника-от Бога и характера»

Разные периоды жизни у Виталия Горяева связаны с определенным автором. В послевоенные пэды этим автором стал Марк Твен с его замечательным произведениями «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — любимыми книгами детей всего мира. Общепризнано, что американский писатель нашел в лице Виталия Горяева своего лучшего интерпретатора.

Первые иллюстрации из знаменитого цикла «Том Сойер» и «Гекльберри Финн» были приобретены Русскии музеем и ГТГ Впоследствии обе книги с иллюстрациями Горяева не раз переиздавались. В период погружения в мир Марка Твена художник побывал в Америке.

Увидеть себя глазами других…

60-е годы. Оттепель. Время, кода приоткрылся «железный занавес; и советские граждане начали постепенно просачиваться за рубеж. Выпускали не всех и не во все страны. Например, в Америку — только самых доверенных и проверенных Тех, кто мог, по мысли советских чиновников, наиболее достойно представлять страну и ее культуру. Виталий Горяев был среди первых посланцев в Америку. Вместе с художником-сатириком Иваном Семеновым в мае -июне 1958 года он был приглашен в Индианаполис на конференцию американской ассоциации газетных карикатуристов.

Это была самая значительная по художественным результатам поездка за границу.

Горяев опоздал на самолет (!), а рейсы в то время были только раз в месяц. Ему продлили визу, и он с головой окунулся в американский мир. Зарисовки и наблюдения. сделанные им в течение месяца жизни в Америке, легли в основу серии рисунков и акварелей «Американцы у себя дома». Эта серия, состоящая из 40 работ; — острая, живая, выразительная -неоднократно экспонировалась на различных выставках.

Свидетельством того, насколько убедительны были рисунки Горяева для самих американцев, служит письмо известного американского художника Рокуэлла Кента, полученное редакцией журнала «Культура и жизнь» в 1959 году. Кент пишет:

«Уважаемый г-н редактор!

Это письмо, поверьте мне, является не столько случаем поблагодарить Вас за маленькую, дружескую статью обо мне, сколько возможностью выразить мое восхищение, которое, как мне думается, должны испытывать все американцы, глядя на прекраснейшие сатирические рисунки Виталия Горяева. Роберт Бернс писал:

О, кто бы мог дать нам силу
Увидеть себя тазами других.

Журнал «Культура и жизнь» , публикуя  рисунки Горяевa, дал нам такую силу. Рисунки советского художника, острые, полные дружеского юмора, помогут нам увидеть себя со стороны и будут способствовать установлению дружбы между нашими двумя народами. Искренне Ваш Рокуэлл Кент» Начиная с 1955 года Виталий Горяев много путешествовал. Он побывал в Финляндии, Болгарии, Румынии, ГДР, США, Франции, Чехословакии, Польше, на Цейлоне и многих других странах, наблюдая за жизнью и задаваясь вопросами…

Из дневника художника: «Естественно искать в себе русское, а так ли это уж важно, когда касается большого искусства? Где итальянец в Микеланджело, француз в Сезанне, русский в Рублеве? Значит, национальное — где-то в промежуточной стадии формирования стиля в целом?»

В многочисленных путешествиях лучшим другом его был карандаш. Не зная языков, он пластически выражал любую свою мысль и при помощи своего всегда хорошо заточенного друга свободно общался с людьми самых разных национальностей.

Незримая дискуссия

Виталий Горяев был тем человеком,которому было важно гнуть свою линию. Он был абсолютно свободен, и, если считал какую-то идею плодотворной, его невозможно было остановить. Его далеко не всегда понимали даже те, кого он считал своими друзьями. Одиннадцать раз он не был избран в Академию художеств. Одиннадцать лет коллеги набрасывали ему черных шаров…

Таир Салахов, вице-президент Российской Академии художеств:»Горяев для академии в то время был новатором и острым художником, а эта острота не всех устраивала. Конечно, он должен был стать академиком. Просто не хватило времени…»

Михаил Курилко-Рюмин, народный художник России:»Работы Виталия Николаевича — это незримая дискуссия с тем чистописанием, которое в одно время очень приветствовалось, — это такая медленная, лакировочная работа с перечислением пуговок, воротничков и пр. Благонадежным и аккуратным художникам Горяев не нравился, они не понимали, что в этой, на их взгляд, незавершенности и есть все очарование искусства.»

…Есть ли возможность у художника влиять на умы и души зрителя, какова его ответственностъ, и в чем она? Можно предположить, что, выбирая темы для отображения, делая акценты и давая определенные оценки характерам героев, художник заявляет и о своей жизненной позиции, запуская, таким образом, механизм сочувствия. Ведь от того, как подан персонаж, рождаются ответные чувства у зрителя. Виталий Горяев нес в себе великие идеи русской интеллигенции с ее надеждой на возможность исправления жизни с помощью искусства.

Ему принадлежит заслуга оформления книг великих классиков русской и мировой литературы. Начиная с 1965 года на протяжении двадцати лет; мастером были выпущены «Петербургские повести» и «Мертвые души» Николая Гоголя; «Подросток» и «Идиот» Федора Достоевского. Иллюстрации к этим произведениям считаются одной из вершин книжной графики.

Художник постоянно экспериментировал, то варьируя одну и ту же манеру, то пробуя разные композиционные приемы и разные способы передачи формы, пространства и движения.

В книге все взаимосвязано, и от того, насколько иллюстратор чувствует этот целостный организм, зависит общее восприятие читателя. Так, в «Мертвых душах» композиция листа разнообразна и свободна. По точному замечанию современников, Гоголь в литературе не рассказывает — он как будто изображает; рисует. Горяеву достаточно нескольких точных гротескных штрихов — и характер готов. «Петербургские повести» были отмечены в числе лучших работ на Международной выставке книги в Москве, а в 1967 году художнику присудили за них Государственную премию СССР.

Скрытая «страстность» иллюстраций, граничащая с экзальтацией, нервная изломанность, внутренний накал чувств -все это мир Достоевсхого в работах мастера. К этому автору художник шел долгом путем. Здесь каждый лист шаг за шагом раскрывает внутреннюю сущность изображаемого.

В 1970-е годы Горяев создает замечательную серию «Пушкин» В ней картина жизни великого поэта от образа дерзкого и мечтательного лицеиста до последних трагических мгновений.

Соприкосновение с мечтой как будто произошло…

Виталий Горяев не любил давать однозначных формулировок ни о своей жизни, ни о своем творчества Но однажды он написал: «Многое в жизни получилось из того, о чем я мечтал. Соприкосновение с мечтой как будто произошло…»

Сегодня кажется, что компьютерный дизайн почти полностъю вытеснил из процесса создания кнгии художника-иллюстратора. Глядя на нынешние глянцевато-холодные и крикливые издания, трудно обнаружить личностное начало, дыхание искусства и уловить мировоззрение человека взявшегося оживить книжные образы. По отношению к читателю, по тому, насколько уважителен посыл изображений, и оставляют ли они место для художественной метафоры, можно понять, где искусство, а где коммерция. где продолжение славной школы отечественной книжной графики, а где скороспелая безвкусица..

Михаил Курилко-Рюмин, народный художник России:
«Проникновение настоящего искусства, его возвращение в жизнь сейчас так необходимы. Потому что сегодня в искусстве, вернее, в том, что называют искусством, мы видим большую перепутаницу.  Настоящее же искусство, которое нес Виталий Горяев, дает великую поддержку’.’

Виталий Николаевич Горяев принадлежит к той плеяде Мастеров, которая довела искусство книжной иллюстрации до совершенства И образы, созданные им в иллюстрациях, существуют вполне самостоятельно как произведен» искусства. Он поражают свежестыо, непосредственностью и лаконичностъю художественного решения.

Незаурядный творческий и человеческий темперамент художника проявлялся в каждом его творческом шаге. Горяев считал, что «искусство рождается из возможности раскрытия в себе силы подчинения законам природы, а его главная задача — возвратить человека часто потерявшегося в суете необязательного и бессмысленного, к самому себе; Он был свободен от каких бы то ни было заимствований, понимая, что в процессе художественного творения главное — непредсказуемость результата. Может быть, поэтому; обращаясь к творчеству Виталия Горяева каждый раз испытываешь ощущение чуда от прикосновения к подлиннюму искусству…

Любовь АЗАМАТОВА, Виктория РОЗОВА

Виталий Горяев

Для того, чтобы освежить в памяти увиденное, я вытащил папку открыток, купленных в различных городах США, и разложил их перед собой. На открытках дороги — прямые, перекрещивающиеся, завивающиеся, с веселой вереницей разноцветных автомобилей — и дома, бесконечные линии домов, то вытянувшиеся по обеим сторонам дорог, то охватывающие кольцом изумрудную гладь воды. Но, странное дело, я ведь все это видел, а тут вдруг нужно перевернуть тонкий листок картона, чтобы прочитать, где это снято. Набережную в Чикаго у озера Мичиган я почему-то спутал с пляжем в Лос-Анжелосе. Эти пейзажи никак не родственны и нисколько не похожи один на другой. Озеро Мичиган было серебристо-серого цвета, покрытое рябью, которую нагоняют постоянные северо-восточные ветры; в разноцветные дымы пароходов и доков врезаются контуры примыкающих к набережной небоскребов, небо сероватого оттенка, чаще пасмурное, чем солнечное. Тихий океан у пляжа Лос-Анжелоса ярко синий и обычно покрыт раскатистыми спокойными грядами прибоя. Высокие здания прибрежных отелей светлы по раскраске. Калифорнийское солнце считанные дни в году скрывается за облаками.

Но на лакированных открытках и море, и озеро, и небо, и розовые облачка были одного и того же заманчиво рекламного цвета.

Все показное дает неверное представление о настоящей жизни страны — в первую очередь рекламные проспекты, во вторую — все, что построено специально для туристов, и в третью — рассуждения гидов. Гид подробно описывает католический собор, довольно безвкусно смонтированный по образцу сразу двадцати европейских готических соборов. И уже совершенно захлебывается от восторга около особняков голливудских кинозвезд, где восточный стиль в невероятном сплаве со стеклянными панелями современной архитектуры создает уродливые гибриды, воздвигнутые излишне сговорчивыми архитекторами…

Когда-то мой учитель профессор Бруни обстоятельно записывал некоторые названия блюд, которые мы решили перепробовать в каком-то экзотическом ресторане. Когда я его спросил, зачем он это делает, он ответил: «Чтобы никогда уже не заказывать этой дряни». Я это вспомнил для того, чтобы поменьше доверяться рекомендациям гидов, а тем более лакированным открыткам.

Я не буду осуждать американского гида за то, что он стыдливо отворачиваются, когда автобус проезжает мимо очереди безработных за даровой похлебкой у черного здания «Армии Спасения». В его обязанности входит не отвечать на вопросы, раскрывающие оборотную сторону американского образа жизни. Если он будет распространяться на эту тему, он просто окажется в той же очереди…

Нас интересуют настоящие ценности, по которым видно, как формировалась Америка и ее культура, а это, пожалуй, можно увидеть только самому и при том посвятив этому немало времени.
История американского искусства богата крупными личностями. Хотелось бы иметь о них цельное представление. В современном искусстве тоже есть большие художники. Но я тщетно искал зал какого-нибудь одного художника, допустим, Рефрежье, Кента, Хоппера, Сойера или Шана. Таких постоянных экспозиций в музеях нет. Я, дважды посетив США, еще не смог широко познакомиться с работами таких художников, как Бен Шан и Эдуард Хоппер.

Зайдя почти случайно в здание почтамта Сан-Франциско, я увидел длинную, метров шестидесяти, фреску Антона Рефрежье.

Фреска в отдельных эпизодах рассказывает об истории Америки. Мне говорили, что ее, эту фреску, приходится защищать, чтобы не скололи. Нашлись влиятельные толкователи истории с новых позиций, и написанное их не устраивает.

Мне картины Рефрежье понравились. Там воспеваются былые демократические традиции, выразительны и героичны образы людей, благородны их поступки. Сравнение не в пользу нынешних политических капитанов.

За последнее время заметно выросло число художников, которые хотят своим творчеством дать оценку явлениям и событиям современности. Заметен отход от абстракции к образу. Брожение в среде художников старшего поколения, естественно, распространяется и на молодых. Хотелось бы рассказать о посещении двух учебных заведений Сан-Франциско.

В Сан-Франциско на одной из улочек, круто взбирающихся в гору, помещается художественная Академия. Пройдя по небольшому коридору, мы попали 8 квадратный дворик, расположенный в центре двухэтажного здания.
Вдоль крытой галереи — двери в аудитории. В галерее развешаны поражающие — в первую очередь размером — абстрактные живописные полотна. Это или сочетание двух-трех красок (одно пятно обязательно черное), или свободное течение краски по наклону холста, в котором, как бы подхватывая это течение, создается подобие организованной формы. Редко в этой форме узнаешь силуэт, напоминающий человеческую фигуру или элементы пейзажа. В большинстве случаев нет и этого. В мастерских пол заставлен бесконечным количеством банок с красками.

В аудиториях довольно грязно, давно немытые большие окна, сквозь которые просто невозможно разглядеть, что делается на улице. Я пытался разобраться, какие же задачи ставятся преподавателями, хотя и сам уже понял по невозможности отличить работы первого года обучения от работ второго года и третьего, что никаких последовательных задач не ставится. Преподаватели целиком живут на деньги студентов, и неугодный педагог может быть изгнан. Студенты заняты модным «самовыражением». «Угодные» преподаватели чрезвычайно молоды.

В Академии, как правило, учатся состоятельные люди. Многих пристроили сюда не потому, что у них есть талант, а для того, чтобы приспособить к какому-то делу. Сопровождавший нас старый художник, который сам учился здесь двадцать пять лет тому назад и позднее преподавал, сказал: «В мое время не было ничего похожего. Мы работали иначе. Посмотрите внимательно: роспись Диего Ривера. На фреске — портреты. Тут и я есть». Громадная стена здания была занята изображением того, как сам Диего Ривера расписывает стену. Сейчас эта фреска не пользуется особым вниманием студентов. А, на мой взгляд, это одно из лучших творений замечательного художника.

Как бы желая исправить создавшееся у нас не очень-то благоприятное впечатление, художник предложил поехать в другую художественную школу, где преподают он и его друзья. Машина опять карабкалась по крутым улочкам, потом небольшой спуск по другой стороне холма, и мы вошли в помещение школы. Было тихо. Налево, в небольшой комнате, несколько человек трудились над

графическими композициями. Направо, в другой комнате, большая группа молодых людей рисовала обнаженную натурщицу. Рисовали энергично. У двух-трех студентов чувствовалась уверенная рука. Рядом с натурщицей большой белый экран с направленным на него квадратом волшебного фонаря. Сидящий сзади на возвышении старый педагог видит все рисунки, изредка он берет карандаш и на матовом стекле делает сам набросок фигуры, давая этим указания тому или иному из рисующих. Фонарь проектирует набросок на экран в размер позирующей фигуры. Хороший метод, которым следовало бы воспользоваться и в наших училищах.

Чтобы не мешать, мы ушли в небольшое кафе в глубине коридора. Там до окончания урока нам показывали диапозитивы работ калифорнийских художников, среди которых оказалось много хороших акварелистов. Окончились занятия, и кафе наполнилось преподавателями и студентами. Двухчасовой разговор прошел оживленно, быстро был найден общий язык. Мы ушли довольные, к радости сопровождавшего нас художника…

Когда-то ещё Эдмон Гонкур написал в книге «Братья Земгано», характеризуя
Одного из героев: «Он был уверен в будущем, как американец». Видимо, эта черта характера была главенствующей для американцев того времени. Современный американец при всем видимом бодрячестве не тот привычный по классической литературе здоровяк-оптимист. Оболочка еще сохранилась. Искусство, однако, раскрывает внутреннее беспокойство. Распространенные в искусстве США сюрреализм и мистика — типичное проявление неуверенности души. К счастью, среди встречавшихся мне художников не было людей, зараженных этой болезнью, и я легко находил поддержку в своей оценке сюрреализма.

Много интересного в современной архитектуре Америки. В тесном Нью-Йорке архитекторы нашли остроумное решение для того, чтобы создать хотя бы впечатление воздушности и простора. Это сделано благодаря комбинации стекла и алюминия. Некоторый эффект простора достигается. Но нависающие над головой громады зданий не становятся от этого менее страшными.

Уолл-стрит упирается одним концом в готическую церковь. Когда-то она была воздвигнута посредине группы двухэтажных и одноэтажных домов. Возвышалась среди них, растворяясь острыми шпилями в небе. Дома вокруг сначала надстраивались, потом перестраивались, опять надстраивались и так далее. Сейчас идея стремления к богу как главная особенность готической архитектуры превратилась в злую иронию. Земные боги разместили свои банки вокруг небольшого храма и смотрят свысока на дом небесного бога.

В Бостоне и Филадельфии еще остались уютные зеленые улочки в староанглийском стиле. Узкие трех- и четырехэтажные дома, выходящие окнами на улицу, с ползущей по фасаду растительностью. В нижнем этаже вместо среднего окна — дверь, пять-шесть ступенек лестницы ведут на улицу. По обеим сторонам лестницы небольшие цветные газончики.

Зайдем внутрь одного из таких домов, в которых живут, как правило, состоятельные американцы. В нижнем этаже столовая и небольшая кухонька. Гостиная и узкая крутая деревянная лестница на второй этаж. Выше — спальня, рабочий кабинет, еще выше— детская комната. В таких домиках очень уютно. Но, вероятно, американцам надоело карабкаться в собственном доме по вертикали. И новые загородные дома в большинстве случаев одноэтажные и подчеркнуто горизонтальны по архитектуре.

Мне хотелось бы сказать несколько слов о негритянском населении Америки. О сочетании непосредственности и невероятной талантливости, присущих неграм. Среди них есть чудом пробившиеся в большую жизнь ученые, писатели, художники, музыканты. Знаменитая негритянская певица Фицджеральд очень толста и некрасива. Она выступала на бархатно-черном бесконечном фоне, одетая в прямую белую рубашку.

Такого трагического звучания я не слыхал в жизни. Крупные слезы лились из больших глаз, которые то вдруг открывались, блистая желтоватыми белками, то опять закрывались.

Иллюстрация к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Танцы негров всегда наполнены большим внутренним смыслом, и поэтому так естественно видеть в воскресный день людей, танцующих около своего дома и церкви. Непосредственность этих людей — одна из очаровательных черт, которая осталась в памяти как что-то неотъемлемое от образов Америки.

На аэродроме в Чикаго мне захотелось нарисовать негра, подметавшего окурки и бумажки, которые бросают на лакированный пол. Он был красив, в белой кепке и не совсем обычных тонких очках. Я попросил сидевшего рядом американца, который немного знал по-русски, уговорить негра попозировать мне две-три минуты. Сосед ответил: «А зачем? Вы соберите разный ненужный мусор из кармана и выбрасывайте его постепенно, он никуда не уйдет, будет подметать»…

На встрече с американскими художниками присутствовал один из лучших рисовальщиков США, негр Чарльз Уайт. Я до боли в сердце боялся какой-нибудь ничтожной бестактности по отношению к этому замечательному человеку. Этого не случилось, и я проникся доверием к тридцати присутствующим американцам. На вечере было сказано кем-то: «Здесь собрались люди, которые отвечают за американскую культуру». Многих из присутствующих не хотела признавать буржуазная печать, но они мало обращали внимания на это. Они верят в будущее. А я поверил им.

О судьбах культуры Америки задумались и некоторые видные представители деловых кругов. К их голосу прислушиваются, и им уже удалось немало сделать для расширения культурных связей с Советским Союзом. Мне хочется познакомить вас с изображенным на развороте журнала респектабельным капиталистом Робертом Доулингом. Рисунок к этому портрету я сделал в его доме-музее на Медисон-авеню. Энергичный, волевой человек рассказывал нам о начатом им строительстве первого стабильного театра в США. Он сказал, что хотел бы, чтобы советские артисты часто выступали в этом театре и чувствовали себя здесь как на своей сцене.

Сейчас я думаю о многих хороших людях Америки, с которыми хочется дружить. В Чикаго перед дверью одной квартиры была в беспорядке навалена уличная детская обувь. Башмаки разных размеров — и на случай дождя и если на дворе снег и стужа. На двери был прикреплен детский рисунок — голубь, солнце, цветок и слово, написанное большими буквами: «МИР». А за дверью нас встретила симпатичная пара супругов, которых окружали мальчик и две девочки, уже одетые в ночные пижамы. Девочка пропела нам песенку, сочиненную школьниками на музыку финского композитора Сибелиуса, слова призывали к дружбе с советскими ребятами. После этого мама отослала детей спать, а мы беседовали до глубокой ночи.
Как бы хотелось, чтобы наши дети — и советские и американские, и всего мира — могли спать спокойно!

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта