Кокто Жак
Жан Кокто (1889-1963) — французский писатель, художник, режиссёр, критик. Он создал портреты Знаменитых людей своего времени — Пикассо, Нежинского, Дягилева, Стравинского. Писал стихи, снимал кинофильмы, писал эссе о Леонардо, Сезанне, Лотреке, Утрилло, Кирико.
Сергей Дягилев
О Сергее Павловиче Дягилеве говорено и писано предостаточно, и можно только продолжать «констатацию» подмеченных современниками качеств человека-уникума. Как бы из скромности, низводя восторги к шутке, он писал о себе: «Я — художник без картин, писатель без собрания сочинений, музыкант— без композиций». Но при этом имя его стоит в ряду самых выдающихся деятелей искусства и культуры.
Именно потому, отзываясь на эту шутливую самохарактеристику, Александр Бенуа отмечал, что если «он ничего не творил художественного», то художники тем не менее «не переставали считать его своим». «Своим» считали его и музыканты, и хореографы, и певцы, и балетмейстеры, и художественные критики. Вот только один пример из воспоминаний современников:
«Оставив постановку в руках соответствующих авторов— композитора, художника, сценариста и хореографа — людей выдающегося таланта, Дягилев на первый взгляд совершенно отстранился от участия в постановке. За пять дней до премьеры она представляла все еще бесформенную массу не согласованных между собой частей. Музыка, декорации и танец не связывались в одно целое. 1/1 в этот момент Дягилев взял на себя бразды правления. Он всех загнал, но больше всех себя самого. В последний час он свел воедино музыку, хореографию, освещение и даже руководил изготовлением костюмов…»
Сергей Дягилев 1954 год.
Так работал Дягилев в то время, когда до главного дела его жизни — Русских сезонов, длившихся два десятилетия (с 1909 по 1929 год),— было еще далеко. Они стали завершением пути.
Каковым же было начало? Очень обычным и скромным.
1890 году в Петербург приехал из провинциальной Перми восемнадцатилетний юноша, сын кавалергардского полковника, Сережа Дягилев, и поступил на юридический факультет университета, каковой закончил лишь в 1896-м, так как все эти годы главным для него были совсем иные занятия. Он занимался пением у известного итальянского баритона-гастролера Котоньи. Потом поступил вольнослушателем в класс пения Петербургской консерватории. Мечтая о музыкальном творчестве, какое-то время брал уроки композиции у профессора консерватории. Написал под впечатлением от музыки Мусоргского «Сцену у фонтана», а еще— скрипичную сонату, романс, сонату для виолончели… Чтобы увереннее чувствовать себя на выбранном поприще, осмелился обратиться за советом к Льву Толстому, поверяя ему:
«Мечтания и цель моей жизни — это творчество в » области искусства».
Но главным для вступления Дягилева на его уникальный жизненный путь в искусстве стал обычный, непримечательный факт, оборотившийся «судьбоносным», как мы теперь скажем, событием. Двоюродный брат Сергея Дмитрий Философов, оправдывавший свою фамилию интересом к философии и занятиями литературой, ввел юношу в круг своих приятелей, .талантливых и остро чувствовавших направляющие ветры в искусстве блистательных молодых людей. Мало кому известны были тогда их имена: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Сомов, Вальтер Нувель.
И случилось так, что из внимательного, жадного слушателя их дискуссий и рассуждений, споров, откровений юноша-провинциал не только встал «вполне на равную ногу» со своими сверстниками, …