Кирико Джорджо де

Джорджо де Кирико (1888-1978) — итальянский художник, писатель.

Де Кирико умер тридцать лет назад, и при жизни у него было несколько персональных выставок, в том числе и в Париже, но никогда не экспонировался весь художник — от первых греческих этюдов до поздних реплик, которые сам мастер делал со своих программных работ в шестидесятые гады, вызывая интерес у будущего лидера поп-арта Энди Уэрхола.

Музей современного искусства города Парижа, иначе — Пале Токио, устроил гигантскую ретроспективу Джорджо Де Кирико под названием «Фабрика грез’,’ собрав картины из крупных музеев и частных коллекций, несмотря на времена кризиса. Эта выставка стала подлинным событием, более значительным, чем любой спектакль, игравшийся в парижских театрах в апреле — мае. Делать выставки по хронологическому признаку давно вышло из моды, но с Де Кирико устаревший принцип неожиданно заработал. С ним всегда надо быть на чеку и сверять свои чувства с подписями под картинами. Он делал реплики своих картин всю жизнь, повторял одно и то же, постоянно грезил об античности, и вместе с тем двигался вперед, осваивая что-то новое и обманывая всех с датировками.

кирико11

Ариадна.   1913 год.

Дед художника по линии отца, как известно, был выходцем с Сицилии, а родственники матери — из северной Италии. Родился Де Кирико в Греции в Волосе, в городе, который возник на месте древнего Иолка, на родине аргонавта Ясона. Детство художника прошло в Афинах -он учился там рисовать в Политехническом институте. Но поскольку с Грецией семью Де Кирико связывала только работа отца (Эваристо Де Кирико был специалистом по строительству железных дорог), когда он умер, мать перевезла сыновей в Италию. Они жили в Венеции, Милане и затем в Мюнхене, ще Джорджо и закончил свое художественное образование. Классическая традиция его совершенно не интересовала — он собирался начать как актуальный художник и за этим отправился в Париж. Менее всего ему хотелось примкнуть к какому-нибудь существующему направлению в живописи, хотя приоритеты художника быстро определились. Он настроился на загадывание загадок и шифровку тайн. Любимыми художниками Де Кирико в мюнхенский период были символисты Арнольд Беклин и Макс Клингер, а писателями — Ницше и Шопенгауэр. Но мистика Де Кирико была довольно своеобразная: кубистическая и геометризованная и с постоянным присутствием античной формы. Даже в Париже, где Де Кирико познакомился с Аполлинером, Пикассо, Дереном и Жакобом, об античности в то время не помышляющими, он ищет образы в Древней Греции и Риме. Он пишет подряд
«Битву кентавров» (1909), «Площадь с Ариадной» (1913), «Утреннюю медитацию» (1911-1912). Полоска моря, башня, маяк и отдыхающие статуи — стройный графичный пейзаж, атрибут многих работ Де Кирико. Но эта гармония, сознательно разрушенная, — каменная Ариадна, Афина, Гepa лежат всегда так вызывающе неудобно, где-то в углу картины, с непропорциональными телу ногами и огромными тенями, которые отбрасывали не сами статуи как предмет, а те боги-гиганты, кого они изображали. Классика, от которой художник демонстративно отказался в начале пути, все равно заглядывала во все его работы. Греческие статуи поехали за Кирико в Париж. Тем временем Аполлинер, который выступал своеобразным популяризатором «темного» искусства Де Кирико, придумал для художника название направления — «метафизическое искусство’,’ то есть искусство, лежащее за гранью реальности. В 1914 году Де Кирико написал «Меланхолию и тайну улицы’,’ о нем заговорили, начали продаваться его картины.

Радости и восторги, которые принесло признание, быстро улетучились, так как началась война и Де Кирико был мобилизован. Военная служба расстроила его и без того хилое здоровье. В1917 году художник заболел нервным расстройством, и его поместили в военный госпиталь. Здесь он встретился с Карло Kappa, одним из основоположников футуризма — к тому времени уже далеко не актуального направления. Он заразил экс-футуриста своими идеями, и на протяжении нескольких следующих лет «метафизическая школа» являлась самым влиятельным художественным течением в Италии.

В 1919 году у Де Кирико прошла персональная выставка в римской галерее Брагалья, выдвинувшая его в лидеры европейского авангардного искусства. И внезапно с художником происходит тотальная перемена: он заявляет о необходимости возвращения к традиционной живописи. Художник обратился к работам старых мастеров, заинтересовался изображением человеческого тела, которое раньше совершенно игнорировал (Де Кирико обычно рисовал фигуру человека с лицом без прорисовки черт -особенно выразителен в этом смысле «Портрет Гийома Аполлинера» 1914 года, где поэт изображен в виде бюста греческого бога в черных солнечных очках). Любопытно, что этот резкий поворот в его судьбе совпал с общей для всего авангарда тенденцией «возврата к порядку» Де Кирико не оставил совсем «метафизики» стилистически она по-прежнему играла ведущую роль в его живописи 20-х годов. Тогда же он увлекся театром и балеринами. В 1924 году он женился на русской танцовщице Раисе Гуревич, и пара отправилась в Париж, где набирали обороты сюрреалисты. Они черпали творческое вдохновение в сновидениях, в бессознательном. Отец сюрреализма Андре Бретон купил целый ряд «метафизических» картин, написанных художником еще до войны, и отзывался о них восторженно. Картины Де Кирико считались очень удобными для интерпретаций в духе Фрейда, чем парижские сюрреалисты с удовольствием занимались. Но они не учитывали того факта, что образы Де Кирико не всплывали из подсознания, он их вполне сознательно выдумывал.

Тем временем художника все сильнее влекло классическое наследие. Все чаще сюжеты для своих картин он заимствовал из классических мифов. С сюрреалистами он вскоре расстался. Последствия этого разрыва проявились не сразу, хотя бывшие друзья сделали все возможное, чтобы испортить репутацию художника. Но даже его враги не могли не выразить своего восхищения, прочитав наполненный фантастическими образами и загадками роман «Гёбдо-мерос» опубликованный Де Кирико в 1929 гаду. Первый его брак распался. В 1933 году художник женился вторично — и вновь на женщине с российскими корнями, Изабелле Паксзвер. Она в разных образах (например, античной богини или амазонки) будет часто появляться на «реалистических» полотнах Де Кирико.

В 1931 году он возвратился в Италию, где, помимо чистой живописи, успешно занимался оформлением спектаклей и книжной иллюстрацией. С 1935-го по 1937 год художник жил в США, где eго творчество пользовалось популярностью. Военные годы Де Кирико провел в фашистской Италии. Политика его не интересовала, нормально работать ему никто не мешал. Более того, иногда художник получал даже официальные заказы. Лишь однажды спокойная жизнь нарушилась шумным судебным разбирательством. Де Кирико обвинили в том, что он выставляет под своим именем чужие картины, и признали виновным в этом. Как выяснилось позже, суд ошибся. Тем не менее проблема «подделок» актуальна в разговоре о творчестве Де Кирико. Дело в том, что он часто копировал собственные работы, продавая их клиентам как подлинники. Все это вместе с судебным процессом породило слух о том, что хуцожник»выдохся’.’ Яростные нападки художника на современную живопись, получившую к тому времени всеобщее признание, лишь укрепляли это мнение.

Когда Де Кирико перевалило за шестьдесят, он сделал еще один оборот вокруг собственной оси. Теперь его манера письма приблизилась к необарокко. Эта часть экспозиции размещена за кинозалом, где весь день крутится любопытный фильм о жизни Де Кирико. Если бы выставка заканчивалась до необарокко. то она была бы непопноценной. Видимо, устроители нарочно обманывают посетителей, вымотанных, как когда-то аргонавты путешествием по мифологическому Лабиринту, возрожденному для нас Де Кирико. И нить Ариадны, протянутая неверной рукой, только запутывает После необарочного зала, где со стен глядят переосмысленные образы Гойи, Веласкеса, Фрагонара. Курбе. открывается пространство еще двух залов, а в них снова — Ариадна Пенелопа и так любимая художником троянская пара Гектора с Андромахой. Да старьй художник впадает в детство и начинает писать в неометафизичесюй манере, только интонация картин вполне серьёзная. Де Кирико умер в Риме, в полном рaзумe и окружений толпой поклонников. Ему было 90 лет.

Екатерина Беляева.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта