Кипренский Орест

кипренский017 октября 1836 года в Риме на 55-м году жизни скончался знаменитый русский художник Орест Кипренский, автор самого известного портрета Пушкина. Он был внебрачным сыном помещика Дьяконова и крепостной крестьянки, и появился на свет 24 марта 1782 года на мызе Нежинской неподалеку от Копорья. Дав мальчику фамилию, придуманную на античный манер, отец определил его в приемные сыновья к своему крепостному Адаму Швальбе и, рано распознав его талант, уже в пять лет отправил в петербургскую Академию художеств.

 

Автопортрет.    Около 1809 года

 

В 1805 году Кипренский окончил ее с золотой медалью, за что получил право на поездку в Италию. Однако на Апеннины художник попал только через 11 лет, когда уже был известным мастером портрета и первым в России живописцем романтического стиля. Итальянская жизнь настолько очаровала «русского Ван-Дейка», что в 1828 году он женился на Анне-Марии Фалькуччи, которую рисовал еще маленькой девочкой, принял католичество и уехал из России навсегда.

 

Орест Кипренский родился 13 марта 1782 года на мызе Нежинской, что близ Копорья в Ямбургском (Ораниенбаумском) уезде Петербургской губернии. Он считался сыном дворовой девки Анны Гавриловой и крепостного Адама Швальбе. Но можно предположить, что он был незаконнорожденным сыном А. С. Дьякова — хозяина усадьбы. Кроме Ореста в семье было ещё пять детей — три девочки, умершие в раннем возрасте, Александр и Анна, которая пережила братьев. Все дети носили фамилию Швальбе. Все, кроме Ореста.
Кипренский…
Имя вымышленное. Кто его дал будущему живописцу? Какой смысл вложен в него? Для нас это загадка. Быть может оно созвучно наименованию старинного города крепосми Копорье, близ которого родился художник? Ещё ближе звучанию этого имени слово «кипрей» — одно из названий высокой травы — иван-чая. Могли связать эгу фамилию и с именем Киприды — античной богини любви и красоты.
Теперь, двести с лишним лет спустя, кажется, что «кипрей» и «Киприда» слились в имени живописца не случайно: его — талант — такой же русский, как нежный цветок иван-чая, а имя греческой богини вызывает в нашем представлении образы античного искусства, которое было для многих художников — современников Кипренского — источником вдохновения.

кипренский88

Автопортрет.   1819 год.

Сочетание этой звучной фамилии с именем мифологического героя «Орест» говорит об известной образованности и о поэтическом воображении того, кто их придумал. Неслучайным кажется и сделанный кем-то выбор учебного заведения для мальчика: юноша, окончивший Академию художеств, приобретал не только отличное «ремесло», но и положение в обществе — дворянское достоинство.
Здание Академии художеств было замечательным сооружением конца 18-го века. Торжественный фасад здания украшали копии с античных статуй Геркулеса и Флоры. Они олицетворяли силу и плодородие — мощь и изобилие русских талантов. На куполе здания восседала Минерва, богиня Мудрости, а над входом красовалась гордая надпись-посвящение: «Свободным художествам».

Искусство портрета в России 18-го века достигло уровня лучших образцов европейского портретного искусства тех лет. Однако официально к началу 19-го века портрет считается второсортным жанром и первое место отводится исторической живописи.

                                                       кипренский111

                                                                       Портрет Евгения Григорьевича Гагарина.   1810-е годы.

кипренский131

Молодой садовник.   1817 год.

Видимо поэтому Орест Кипренский, рано проявивший склонность к рисованию человеческих лиц, кончает Академию художеств по классу исторической живописи и получает золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем». Но уже на первой своей выставке в 1804 году он выставляет три портрета, и среди них замечательный портрет своего отчима А. Швальбе. Через много лет в 1831 году Кипренский решил показать этот портрет на международной выставке в Неаполе. Авторитетная комиссия отказалась принять его, решив, что художник выдаёт за своё произведение работу Рубенса или Рембранта.

Кипренский продолжил старые традиции русских мастеров (Рокотова, Левицкого) и в тоже время выразил новое романтически приподнятое понимание человеческой личности.

кипренский66

Портрет В. А. Жуковского.   1816 год.

кипренский241

К. И. Альбрехт.   1827 год.

кипренский251

А. Р. Томилов.   1828 год.    Артиллерийский офицер. Командовал работами по укреплению Кронштадта. В войну 1812 года командовал отрядом ополченцев из своих крестьян.

кипренский261

С. С. Уваров.   1816 год.

кипренский271

Н. П. Трубецкой.   1826 год.

Парадный портрет Дмитрия Шереметьева (22 года).   1824 год.

Молодой художник в 1809 году написал портрет гусара Давыдова. Это блестядий парадный портрет, казалось бы подобный тем, которые зритель не раз видел. Но Кипренски сумел передать возвышенные героико-романтические черты свободолюбивого человека, будущего героя Отечественной войны.
Замечательно поэтичны женские образы Кипренского.

кипренский222

Портрет Е. С. Авдулиной.   1822 год.

кипренский171

                                                                                                Портрет Е. П. Растопчиной.   1809 год.

Зоркость художника помогла ему представить в скромном портрете графини Ростопчиной простоту, задумчивость, поэтичность этой женщины.

кипренский333

Портрет Д. Н. Хвостовой.   1814 год.

В портрете  Дарьи Николаевны Хвостовой Кипренский показывает иной человеческий характер: живой, решительный, активный, для которого случайно состояние грустной задумчивости. В этих работах, особенно в своих автопортретах, Кипренский даёт новое понимание колорита, светотени. Цвет для него не был просто красивым пятном — он нёс эмоциональную нагрузку. А небольшая игра света и тени в «Автопортрете с кистями за ухом» придала романтическую взволнованность образу.
Всё это позволяет назвать Кипренского представителем романтизма.

кипренский10

Портрет Софьи Апраксиной ( в замужестве Щербатовой).  Она была интересным многогранным человеком. В её альбомах оставляли автографы Пушкин и Жуковский, Брюллов и Кипренский.

Первый раз Кипренский приехал в Италию в 1816 году.Он сразу завоёвывает признание. Кипренский вернуся в Россию художником с мировой славой. Передовые круги русского общества встретили его восторженно.

кипренский100

Портрет А. С. Пушкина.

Одной из известных работ Кипренского, написанных им в эти годы на родине, является портрет А. С. Пушкина. Портрет Пушкина отличается от ранних работ Кипренского более глухой красочной гаммой, спокойным распределением света. В мае 1827 года в доме Шереметьева Кипренский начал портрет Пушкина. Написать портрет первого поэта России Кипренскому заказал друг Пушкина поэт Дельвиг. Этой работе художник отдал весь жар своей души и создал возвышенный образ поэта. Спокойна и естественна его поза: скрестив руки на груди, Пушкин смотрит вдаль. Творческое вдохновение пришло к нему, и художник запечатлел это состояние. Кипренский передал серьёзный, глубокий взгляд поэта, полный чистоты и ясности мысли. На картине Пушкин просветлённый, внутренне сосредоточенный, как бы прислушивается к чему-то, что скрыто от других. Когда через два месяца портрет был закончен, Потрясённый Пушкин на другой день вручил Кипренскому листок со стихами:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой
Ушед навек от смертных уз,
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не увижу
Пристрасть, важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

В этот день между поэтом и художником произошёл разговор об искусстве.
Несмотря на мировую известность и признанное мастерство официальные и придворны круги отнеслись к Кипренскому холодно.
Кипренский был вынужден вновь уехать в Италию. Будучи в последние годы жизни оторванным от родины, он не мог создать значительных произведений.

кипренский99

Молодые рыбаки.   1829 год.

кипренский122

Читатели газет в Неаполе.   1831 год.

Скончался великий русский портретист в Риме в 1830 году, его гроб несли Пушкин, Вяземский, Крылов, Оленин — все они были близко знакомы Кипренскому.

кипренский291

К. Н. Батюшков.   1815 год

кипренский181

М. Ф. Орлов.   1824-25-е годы.   Рисунок.

кипренский231

Н. М. Муравьёв.   1815 год.

Великий мастер рисунка и живописи, портретист, и вместе с тем больше, чем только портретист (он оставил немного рисунков и картин исторического и пейзажного характера), Орест Адамович Кипренский — художник эпохи подъёма общественных сил России начала 19-го века.

 кипренский311                                                                                  Портрет Е. А. Телешевой.    Фрагмент.

Имя Телешевой вошло в историю русского балета первой трети XIX в. наравне с именами Колосовой, Истоминой. Отлично танцевать умели тогда все солистки петербургской сцены, но даром психологически содержательной пантомимной характеристики владели далеко не все балетные актрисы. «Г-жа Телешева — художница; она часто напоминает Колосову»,—утверждал один из критиков того времени.

кипренский161

Портрет Е. С. Семёновой.   1816 год.

Выразительность танца и артистизм пантомимы Е. А. Телешевой отмечены в единодушно одобрительных отзывах современной критики. О ней писали: «Как танцорка имела она прелестное дарование… но как пантомимный сюжет мы с тех пор не видели подобного и, вероятно, не скоро увидим. При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя».

Обаяние творческой индивидуальности Телешевой привлекало крупных мастеров русского искусства, запечатлевших ее облик в своих произведениях. К. П. Брюллов писал с нее свою известную картину «Итальянка у фонтана». О. А. Кипренский создал ее портрет. Под впечатлением танцев Телешевой — волшебницы, обольщающей Руслана в балете «Руслан и Людмила», Грибоедов написал лирические строки:

«…И вдруг — как ветр ее полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою, свыше окриленной…»

кипренский44                                                                                        Автопортрет в полосатом халате.   1828 год.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз…

В этих пушкинских строчках говорится о его современнике живописце Оресте Адамовиче Кипренском. Среди виртуозной по мастерству исполнения портретной живописи Кипренского особое место занимают автопортреты. Мы видим его поздний автопортрет. Художник изобразил себя в полосатом халате с рейсфедером в руке. Блестящий живописный аккорд теплого приглушенного красного и холодного сдержанного зеленого тона придает полотну возвышенно-приподнятый, романтический характер. Виртуозная живопись не скрывает, а скорее подчеркивает потаенную грусть, внутреннюю усталость молодого человека. Отекшие веки, морщинки и складки около губ и носа говорят о разочарованности, печали художника, на долю которого к тому времени выпало немало житейских не-взгод. Портрет написан в 1828 году, после разгрома восстания декабристов, в пору крушения высоких идеалов, когда многие сверстники Кипренского утратили веру в «звезду пленительного счастья». Как и всякий подлинный художник, Кипренский передал в портрете не только свой внешний облик, но и свое поэтическое представление об эпохе, о мире.

Л. Караваева

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары