Никонов Павел
Никонов Павел Фёдорович (1930) — русский советский художник график педагог. Окончил Суриковский институт в Москве.
На фоне современных художественных процессов мы все пристальнее вглядываемся в культурное наследие, сравнивая его с актуальными творческими явлениями, стремясь разглядеть те общие знаковые формы, которые делают искусство незыблемым и вечным. Своеобразным мостом между временами перемен стала выставка «Суровый стиль»,’ объединившая художников, чей творческий путь начался в 60-е годы. Павел Никонов, Александр Бурганов, Петр Оссовский, Виктор Попков, Игорь Обросов, Дмитрий и Нина Жилинские через многие годы в своем творчестве пронесли печать этого времени.
Искусство «шестидесятников» решительно декларировало новые художественные принципы и темы, остро демонстрируя разрыв оо старой идеологией. Новые герои — геологи, строители, рабочие — стали центральными фигурами произведений изобразительного искусства. Их образы были доведены художниками до символических значений. Героизация будней стала общим лейтмотивом шестидесятников. В станковые картины пришли монументальность и декоративность.
Это было время творческих поисков и открытий, время обретения личностных художественных стилей. Художники шестидесятых, как молодые боги, выстраивали своё мироздание в искусстве с предельной искренностью и красотой, с силои эпического действа.
Среди новых героев оказалась знаковая фигура времени — художник, воспринимавшийся не только летописцем, но миссионером и строителем новой жизни. Художники отправляются в поездки по стране, привозят множество натурных зарисовок. Казалось, для того чтобы отобразить героя, необходимо прожить часть его жизни. Почти полгода провел с геолотами в экспедициях в Саянах Павел Никонов; осваивали казахстанскую целину Александр Бурганов и Андрей Красулин; на стройках Братска работал Виктор Попков; Дмитрий Жилинский писал Москву с монтажных лесов новостроек. Возникло ощущение огромной гигантской страны и своей причастности к ее возрождению.
Достоверность стала неотъемлемой частью искусства. Короткий набросок, эпизод обретали силу документа Каждая картина, скульптура воспринимались как декларация. Ожидание выставок, встреча с новыми произведениями происходили на фоне необыкновенного эмоционального подъема.
Огромный резонанс получили молодежные выставки, представлявшие самое передовое, живое, новаторское искусство. Бесконечные поиски стиля,
формы, пластического языка притягивали внимание и становились поводом для нешуточной полемики. Выставками интересовалось правительство. И нередко они становились поводом скандалов и объектом манипулирования разных группировок.
Одной из таких запоминающихся кульминационных точек того времени стала выставка «30 лет МОСХа». Впрочем, официальное изложение истории выставки 1962 года в Манеже получило трактовку несколько тенденциозную, сместившую акценты с главных событий на второстепенные. Об этом много говорили на творческих встречах, проведенных в рамках представленной выставки.
Павел Никонов, один из главных участников выставки «30 лет МОСХа» как и выставки «Суровый стиль» в «Доме Бурганова» так охарактеризовал происшедшее: «Вот выставка «30 лет МОСХа» — всем запомнилась визитом Хрущева и его высказываниями по поводу «левого» абстрактного и непрофессионального искусства, которое, кстати, специально для него спешно накануне развесили на втором этаже Манежа. Там и прозвучали всем известные хрущевские слова… Коммюнике выпустили, осудили… Надо отдать должное Хрущеву — ничего не снял. Вот об этом тоже никто не говорит. После его визита все работы остались.
Но самым главным было не это. Самым главным было совсем другое. Перед выставкой приняли решение найти работы художников, которые стояли у истоков создания Московской организации Союза художников. Одни из них репрессированы были, другие забыты. И вот этот пласт весь подняли, и это впервые все увидели: Древин, Голополосов, Щипицын, Щукин…..
«Обнаженная» Фалька 1928 года Истомин… Это были шедевры. Они сейчас в Третьяковке все. «Первая конная» Авилова, «Приказ о наступлении» Шухмина и все культовые картины. Великолепно! «Бубновый валет» — все это было впервые. Это была первая встреча! Все, что мы искали в живописи, пытались найти, — это уже было, оказывается. Для нас — открытие. Haзревал бунт. Никакого соцреализма, надоело уже. Настроение у всех такое: давайте сделаем выставку только этих работ. И вот бунт. И все эти картины были показаны. Вот таким образом выстроилась экспозиция.
А сейчас выпячивается та косвенная и скандальная история, которая была ничтожна».