Оссовский Пётр
Оссовский Пётр Павлович (1925) — советский российский художник.
Родом с Украины. (Кировоградская область.)
Учился в Суриковском институте у С.В.Герасимова.
Автопортрет.
Есть вечные тайны искусства. Почему так бередит душу это изображение зимней московской окраины, прямоугольник картона, работая на котором мастер столь очевидно ограничил, сузил свою палитру? Почему так щемит сердце, когда бросаешь взгляд на эту не очеиь-то уютную дорогу с уезжающим грузовиком, и на женщину, на ветру развешивающую белье, и на скромный замерзший прудик с катаньем на коньках, на лыжника, на небольшую очередь в ожидании автобуса, фабричные дымы, голые темные деревья, мрачноватые домики,— почему? Подсказал бы кто, в чем глубокая тайна сия…
Но разве эта картина не впечатывает в тебя опять, осязаемо и зримо, твои собственные-впечатления? Разве все это не твое? Ты это уже когда-то видел, и когда-то у тебя уже щемило сердце при виде того простенького, серенького уголка родной Москвы, но ты забыл. Тебе напомнил художник, тебе светло и печально, и ты благодарен человеку, который почувствовал то же, что давным-давно почувствовал ты, и запечатлел это в картине, которая называется:
«Московская окраина. Зима. 1959. 65X75 см. Художник Петр Оссовский». —-
Мой друг назвал его почерк монументальным. Верно: мощная линия, сгущенная композиция, нет мелочей, подробность выступает из обобщения.
Солнце над Кремлём.
Умение создать богатырский образ, поймать героическое время. Впрочем, об этом лучше скажут специалисты — я же лишь ищу свои слова в защиту этой мысли, слова зрителя, познакомившегося, скажем, с полиптихом «Рубежи жизни Родины»
Год 17-й.
из серии «Рубежи жизни Родины».
Год 30-й.
из серии «Рубежи жизни Родины».
Фракийская девушка.
из серии «Болгарские новеллы».
с серией «Люди Сибири», с триптихом «Мексика», с портретами болгарского пастуха, рыбаков Псковского озера или самого автора, с видом на Оравский замок. (Работая в Чехословакии, я не раз любовался этим могучим замком на словацкой скале, но Оссовский показал его так, словно до сих пор я не знал его…) Да, так, значит, монументалист. Это правильно. Но сказать только так — мне кажется, мало.
— Лиричность и нежность,—, возразил я другу.— Как не увидеть их в алой «Девушке с коромыслом», в «Портрете сына», в той же «Московской окраине».
Диспуты вокруг выставок тем и хороши, что помогают выявить, высветлить самые дальние углы загадочно мерцающего творческого многогранника. Впрочем, что спорить на бумаге? Не лучше ли посетить в эти дни экспозицию работ Петра Оссовского на Кузнецком мосту?
из серии «Озарённые светом победы».
Она развернута в этом почтенном московском зале к 60-летию со дня рождения и 35-летию творческой деятельности художника.
— Жизнь художника напоминает мне восхождение альпиниста, который шаг за шагом, подчас в тяжелейших условиях, создаваемых природой, должен достичь цели — вершины… Все тридцать пять лет работы в искусстве я оставался верен одной теме: земля и народ, на ней живущий.
С этими словами Петр Павлович Оссовский обращается сегодня ко своим зрителям.
Леонид Корнилов.