Острецов Георгий

ostrecov1

 

В галерее Марата Гельмана открылась выставка «Bubble. Комикс в современном искусстве».

ИРИНА КУЛИК поразилась тому, насколько академическим оказался интерес отечественных художников к популярному искусству рисованных историй.

На Западе комиксная эстетика стала достоянием современного искусства в 1960-е, когда уставшие от высоколобого абстрактного экспрессионизма поп-артисты обратились к простой и энергичной эстетике масскультурных рисованных картинок. В России комиксов как таковых до недавнего времени не было. Да и сама привычка мыслить не текстом, а картинкой была явно чужда логоцентричной русской культуре. В отличие от обитателей западного мира, жители «самой читающей страны в мире» и зрители самого скучного в мире советского телевидения жили в весьма разреженной визуальной атмосфере. Так что если классики отечественного современного искусства и создавали свои версии «рисованных историй» вроде пресловутых концептуальных альбомов-комиксов Ильи Кабакова, то делали они это не для того, чтобы зафиксировать торжество визуальности, а, напротив, для того, чтобы ввести в изображение литературность.

На выставке в галерее Гельмана концептуалистов нет. Самая старая из представленных на выставке работ — реликтовый рисованный слайд-фильм Георгия Литичевского, сделанный еще в 1980-е годы и отсылающий не столько к поп-артному увлечению масскультурой, столько в ньювэйверской апологии противостоящей ей субкультуры. Но составляющие основное содержание выставки работы 2000-х годов по идее делались в тот момeнт, когда комикс в России наконец появился. И в качестве печатной продукции, и как модный объект культа, и как коммерчески востребованная эстетика: в комиксном стиле сделана уже не одна реклама.

Эффектная инсталяция группы ПК прославилась тем, что была со скандалом выдворена из зала новейших течений Третьяковской галереи: смотрительниц музея возмутила нецензурная лексика в комиксных «пузырях» и откровенно эротическое содержание некоторых видео, вмонтированных в гигантское панно с комиксами, на которых можно рассмотреть крутых чуваков, крутые тачки, крутых телок и со смаком нарисованную пачку «Беломора» с прочими сопутствующими атрибутами. Но несмотря на весь мат, секс, наркотики и рэп (звучащий на фонограмме), с художественной точки зрения работа ПК выглядит вполне респектабельно и отсылает все к тем же старым добрым поп-артным 60-м. А вот художник Гоша Острецов и не скрывает того, что комиксы для него стали объектами изощренной фэнской ностальгии. Художник, долгое время разрабатывающий свой собственный комиксный эпос о похождениях некоего «Нового правительства», на этот раз тщательно переносит на картины классические комиксы, расписывая их яркими экспрессионистскими граффити и инкрустируя в холст обрывки настоящих комиксов про Спайдермена.
Раритетные старые издания были куплены у специализирующихся на bandes dessin es парижских букинистов. Сегодня, когда «Человек-Паук» у потребителей масскультуры ассоциируется уже не с комиксами, а с недавними голливудскими блок-бастерами, когда герой комикса стал героем фильма, произведения господина Острецова выглядят просто-таки дендистски-пассеистическими. Да и сам комикс для русских художников до сих пор является не столько частью масскультуры, сколько цитатой из классики современного искусства. Ведь многие из них запомнили пресловутые «пузыри» не по похождениям Супермена, а по репродукциям Роя Лихтенштейна. Да и банку «Кэмбэлл-супа» большинство из нас впервые увидело не на полке супермаркета, а на картинах Уорхола. И никакие рисованные красотки, настойчиво призывающие закачать в качестве звонка для мобильного мелодии «Фабрики звезд», не заставят нас отказаться от возвышенной любви к комиксам, о которой так убедительно свидетельствует весьма удачная выставка в галерее Гельмана.

 ostrecov22

«Беспредел» устроит Георгий Острецов в Галерее Марата Гельмана. Новый проект художника откроется 1 сентября.

Смонтированные арт-объекты будут представлять собой гигантские железные мишени с нарисованными на них дамами в духе любимых Гошей комиксов, украшенные настоящими лампочками. Целиться в женщин будет красный деревянный монстр с пистолетом в каждой из четырех лап. Свою тягу к кроваво-мультяшной тематике Острецов поясняет так: «Жизнь «по понятиям» стала нормой поведения политиков. Человек будет искать защиту у авторитетов криминального мира скорее, чем прибегнет к правосудию; правда оказывается уделом бандитов и «беспредельщиков». В своей работе я хочу показать, что, только обратившись к искусству, можно очистить наше сознание от криминальной зависимости и увидеть мир добра и справедливости».

ostrecov3

«Беспредельное» искусство Острецова оказалось востребованным даже консервативными Русским музеем и Третьяковской галереей: в Третьяковке хранится работа «Смерть доктора» — картонка с изображением доктора с головой, пронзенной палкой, а в Русском музее — «Резиновые рельефы», стилизованные под эпоху Возрождения, с противогазами вместо лип. На Западе творчество художника также пользуется спросом. С ним, в частности, сотрудничал знаменитый французский кинорежиссер Люк Бессон. В фильме «Такси-1» грабители появляются в масках от Острецова.

Мария Микели

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта