Чернецов Григорий

Произведения Григория Григорьевича Чернецова (1802-1865)  не столь известны и популярны, как картины прославленных мастеров национального реалистического пейзажа второй половины 19 века — А.Саврасова, И.Шишкина, Ф.Васильева и др.Но значение его творчества, как и его брата Никанора Григорьевича (1805—79), в истории художественного освоения природы России поистине велико. Именно Чернецовы открыли для живописи красоту и величие Волги, посвятив ей множество своих работ, и вряд ли был далек от истины искусствовед А.Эфрос, когда писал, что они могут быть названы «отцами русского пейзажа».

chernecov gg1Русские художники в Риме.   1842 год.

Чернецовы родились в небольшом городке Лyxe Костромской губернии и стали художниками «по наследству».Живописцами были их отец и старший брат, у которых Григорий Чернецов и получил первые уроки мастерства. В 1819 году он отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, но был допущен к занятиям только в качестве «постороннего» ученика. И лишь спустя три года, ставших для Григория и его брата временем тяжелых испытаний из-за скудости средств к существованию, на их одаренность обратили внимание влиятельные деятели Общества поощрения художеств П.Свиньин, В.Григорович, художник Ф.Толстой и Чернецовым была «определена помощь». Уже в годы пребывания в Академии, где учителем Чернецовых был видный русский пейзажист М.Воробьев, проявилось присущее им влечение к изображению «прекрасных видов нашего Отечества» В 1826 году братья совершили поездку на родину для написания «видов с натуры» и поставили себе целью когда-нибудь проехать по Волге от верховья до устья. Но осуществить свой замысел в ближайшее десятилетие братьям Чернецовым не удалось. Окончив в 1827 году с золотой медалью Академию, Григорий долгое время занимался преимущественно созданием перспективных видов Петербурга и его окрестностей, а также многофигурных композиций, изображающих торжественные события. Особый интерес представляет большая картина «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве польском 5-го октября на Царицыном лугу в Петербурге » (1831—37). Официальный заказ «парадного» характера был использован художником для увековечения образов лучших людей России и «превращен по существу в огромный групповой портрет. Весь первый план картины занимает изображение известных общественных деятелей, цвета русской литературы и искусства, в том числе А. Пушкина и Д.Давыдова, И.Крылова и В.Жуковского, Н.Гнедича и К.Брюллова, А.Венецианова, А.Иванова и многих, многих других (всего 223 фигуры). Работа над картиной велась по натурным этюдам, сделанным в мастерской братьев Чернецовых, пользовавшихся в это время уже довольно широкой популярностью.

Мысль о путешествии по России не покидала художников. В 1836 году они посетили Нижегородскую ярмарку, работали над этюдами в ряде городов Поволжья. Наконец, весной а 1838 года, заручившись поддержкой Общества поощрения х художеств, они отправились в долгий путь по Волге, поставив себе целью последовательно, с максимальной полнотой изобразить ее берега на всем протяжении, стараясь, «насколько было возможно, не упускать ничего примечательного». Плавание, для которого было приобретено небольшое судно, превращенное в художественную мастерскую под парусом и с веслами, началось в Рыбинске. В конце ноября художникам пришлось из-за ледостава покинуть свою «ладью» всего в 47 верстах от цели плавания — Астрахани. На протяжении всего долгого пути Чернецовы постоянно работали над зарисовками и этюдами «великолепных панорамических видов», «удивительных и прекрасных явлений» на обоих берегах реки, составляли описания художественных и исторических памятников, городов и сел, записывали сведения о прошлом Поволжья, делали рисунки археологического и этнографического характера.

Возвратившись в Петербург, Чернецовы привезли с собой огромное количество изобразительного материала, из которого составили «художественную параллель» берегов Волги «по семи губерниям», состоявшую из 1982 рисунков, а также около 500 «видов» и 80этюдов масляными красками (многие из них ныне находятся в ГТГ и ГРМ). Особенностью всех этих материалов был их «документальный», в чем-то даже исследовательский характер. Чернецовы прежде всего стремились к детальной достоверности в написании видов, впервые становившихся предметом художественного изображения. И это в значительной мере предопределило известную «суховатость» манеры исполнения волжских этюдов и рисунков.

Тем не менее сегодня явственно чувствуется, что работы братьев Чернецовых исполнены художниками эпохи романтизма, современниками Пушкина и Венецианова, Брюллова и Лермонтова.

Работу над волжскими материалами Чернецовы продолжали и в последующие годы. Они готовили к публикации путевые заметки, писали новые картины. А в начале 1850-х годов на Васильевском острове была вынесена на всеобщее обозрение единственная в своем роде панорама «Волга», имевшая длину 700 м и высоту 2,5 м. Закрепленная на цилиндрах-катушках, она располагалась за окном специально построенного помещения, оформленного в виде каюты. Панорама медленно перематывалась с одной катушки на другую, так что у находившихся в «каюте» зрителей создавалось впечатление путешествия по волжским достопримечательностям от Рыбинска до Астрахани. К сожалению, уже к концу 19 века эта панорама была утрачена.

Совершали братья Чернецовы поездки и по зарубежным странам. Они неоднократно путешествовали по Ближнему Востоку, в начале и в конце 1840-х годов жили и работали в Италии.

Среди произведений, исполненных Григорием Чернецовым в Италии, особенно замечательна картина « Русские художники в Риме» (1842), на которой изображены многие деятели русского искусства, в том числе сами братья Чернецовы, А.Иванов, Ф.Бруни, И.Айвазовский, В.Штернберг и т. д.

Последние годы жизни Григория Чернецова, как и его брата, были омрачены бедностью и забвением их заслуг «сильными мира сего». Но время восстановило справедливость, и имена и произведения Григория и Никанора Чернецовых вошли в историю русского искусства как важный этап развития отечественной пейзажной живописи и яркий пример того, «как воспитывался глаз русского художника впечатлениями от природы и быта родины»

Б.Асафьев.

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта