Куприн Александр
Александр Васильевич Куприн (1880—1960), замечательный русский и советский живописец, широко известен своими пейзажами и натюрмортами. Раннее творчество мастера складывалось в кругу художественно-стилистических течений начала XX века. Вместе с П. П. Кончаловским, И. И. Машковым, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком, В.В. Рождественским, которых объединяли общие эстетические позиции, А. В. Куприн входил в художественное общество «Бубновый валет» и участвовал во всех его выставках (1910—1916). Искусству бубнововалетцев были свойственны яркая декоративность, лаконичная выразительность и эмоциональная окрашенность художественного образа. Специфическим для ранних работ Куприна было несколько вольное отношение к натуре. Оно выражалось в геометризованных формах, в резкой трактовке объемов посредством цвета, в тяготении к конструктивности рисунка и подчеркнутой ритмичности композиции. Художник работал в разных жанрах живописи, но особенно часто он обращался к натюрморту. Известны его «Цветы на фоне азиатского ковра» (1911), «Натюрморт с книгами и свечой» (1911), «Натюрморт с синим подносом» (1914).
Натюрморт с синим подносом. 1914 год.
В качестве своих моделей Куприн часто использовал бутафорские, искусственно созданные предметы: цветы, различные плоды, а также предметы домашнего обихода. Он изображал вещи крупным планом, стараясь выявить наиболее постоянные качества их цвета, формы, объема. В этих произведениях чувствуется желание мастера утвердить красоту самого обычного предмета в необычном цветовом и композиционном окружении. Paнние пейзажи Куприна так же отличаются звучным колоритом, энергичной, свободной манерой письма («Пейзаж с горой. Гудауты», 1911; «Пейзаж. Ментона», 1914;
Пейзаж. Ментона. 1914 год.
Пейзаж с избами. 1921 год.
«Завод под Москвой», 1915). Художник добивается в них особой декоративности благодаря сложному гранению форм и плоскостей, применению чистых, несмешанных красок, резкости и четкости контура, преднамеренной плоскостности композиции.
После Великой Октябрьской социалистической революции Куприн принимает деятельное участие в новых культурных начинаниях. Он создаст монументальное панно к праздничному оформлению Москвы, пишет эскизы декораций для театральных и клубных спектаклей, начинает свою преподавательскую деятельность в качестве профессора живописи во Вхутемасе. В это время oн продолжает писать натюрморты и пейзажи, которые отличаются сильным оптимистическим настроем. Живопись теперь становится монохромнее, богаче — тоновые градации («Натюрморт. Фрукты», 1918; «Подсолнечники в цвету», 1919;
Подсолнечники в цвету. 1919 год.
Москва. Пейзаж с церковью. 1918 год.
Москва. Пейзаж с церковью. 1918 год.
«Москва. Пейзаж с церковью», 1918; «Сокольники. Каланча», 1919).
Весенний пейзаж. Яблоня. 1922 год.
С середины 1920-х годов начинается качественно новый этап творческой деятельности Куприна. Отныне главное место в его искусстве занимает натурный этюд для пейзажа и натюрморта как основной источник художественного образа, а ведущим жанром становится для него пейзаж. Теперь он больше работает на пленэре. В его полотнах все более ощутима поэтичность восприятия природы. В них исчезают тяжесть и локальность цвета, высветляется колорит. Крымские пейзажи Куприна отличаются обобщенностью. Здесь емко воплощена главная идея его творчества о гармонии животворящих сил природы и человека, о нерасторжимом единстве природных и архитектурных форм древней земли с ее неповторимой экзотикой («Тополя. Бахчисарай», «Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень», обе — 1927;
Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су. 1930 год.
Бахчисарай. Заход солнца в Русской слободке. 1936 год.
«Феодосия. Храм XI века», 1929; «Беасальская долина. Крым», 1937, н другие). Живописец нередко возвращается к одним и тем же полюбившимся мотивам, каждый раз наполняя их иным настроением. Особенно любит художник изображать зыбкое переходное состояние природы. В картине «Бахчисарай. Сумерки» (1928) Куприн тонко передает последний солнечный отблеск, медленно скользящий по стенам старых татарских домов, древнего’ минарета. Тихие вечерние тени как бы окутывают прозрачной световоздушной вуалью умиротворенную природу в пейзаже «Беасальская долина. Крым». Небо и дальние холмы еще озарены теплым закатом, но уже холодно серебрится освещенная ранней луной дорога с устало идущими по ней путниками. Эффектный контраст шири горизонта, замкнутой отрогами пологих гор, и тонких, как бы струящихся в небо силуэтов тополей придают этому полотну монументальность и значительность. Иным настроением и своеобразным музыкальным звучанием наполнены те пейзажи Куприна, которые были им созданы в средней полосе России.
Руза. Сельский пейзаж. 1925 год.
Лирическим ощущением хрупкой, задумчивой красоты природы веет от его картин «Дубровицы. Яблоки. В саду» (1924), «Руза. Сельский пейзаж» (1925), «Коломенское. Дубы» (1933). «Пески. Март» (1937), «Пейзаж с луной» (1914). Старый покосившийся заборчик возле пышно разросшегося дерева, розовые, словно светящиеся цветы в темном саду, заиндевелые зимние деревья — все это полно глубокого смысла в полотнах Куприна. В каждой детали чувствуется трепетная любовь художника к своей родной земле. В эти же годы он продолжает работать и над натюрмортами, которые, в отличие от ранних, становятся сдержаннее по цвету, проще по композиции.
Натюрморт с красным подносом. 1950 год.
Они всё более приближаются к естественному природному источнику («Осенний букет», 1925; «Настурции», «Натюрморт с красным подносом и фаянсовым кувшином на фоне синей драпировки», обе -1930). В них художник по-прежнему стремится к мажорности и оптимистичности звучания, утверждая незыблемую ценность красоты в окружающем мире. На протяжении всего творческого пути Куприн откликался на животрепещущие задачи времени. В 1930-е годы он много работал в жанре индустриального пейзажа. Им были созданы впечатляющие образы мощных заводов и фабрик.
Завод «Серп и молот» в Москве. Мартеновский цех. Литьё стали. 1931 год.
Металлургический завод имени Г.И.Петровского в Днепропетровске. Каупера. 1930 год.
Во все периоды творческой жизни Куприна его живопись была высокохудожественной, наполненной искренними переживаниями красоты мира. Его творчество внесло весомый вклад в развитие русского и советского изобразительного искусства. За высокие заслуги в этой области Александру Васильевичу Куприну было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
И. Г. Федорова-Давыдова
Натюрморт с кактусом и конским Черепом. 1917 год.
По-своему конструктивны картины А. Куприна. В прекрасно организованных композициях он выявляет основные закономерности формообразования вещей.
Натюрморт на круглом столе с чёрной бутылью и трубкой, с лилией и белой драпировкой и двумя грушами. 1917 год.
Цвет у Куприна облекает формы предметов соответственно их смыслу и значению. Художник всегда точно продумывает композицию, задавая ей выверенные пластические и цветовые ритмы. Реальная фактура предметов Куприна не интересует. Так, в «Натюрморте на круглом столе» (1922) поднос, бутылка, салфетка, фрукты имеют четкие формообразующие,
Натюрморт с корзиной, кабачками и другими овощами. 1931 год.
колористические, объемно-пространственные характеристики, но отличия стекла от металла или дерева от ткани не чувствуется. Куприн одинаково пишет естественные и искусственные цветы и фрукты; часто только из названия можно узнать, что на его картинах живое, а что рукотворное. Во всем этом ощущается некое соревнование с природой. Манера художественного мышления Куприна и сейчас кажется необыкновенно современной. Он далек как от натуралистического воспроизведения вещей, так и от неоправданного искажения их форм.
Натюрморт для него — школа постижения пластических закономерностей предметного мира, лаборатория по созданию собственных художественных приемов для воплощения этих законов, для выражения своего видения материальной действительности. В «Большом натюрморте» (1920) бутылка, фрукты, чайница, цветы в сюжетном отношении соединены случайно, между ними нет смысловой или эмоциональной связи, отсутствуют и бытовые характеристики. Но зато ясно, последовательно, доказательно выражена цветовая и структурная «самость» всех предметов, освобожденных от каких бы то ни было «литературно» оправданных ролей.
Постепенно художник пришел к равновесию рационального и эмоционального начал. Примером такой гармонии является «Осенний букет» (1925). На первый план здесь выдвигается цветовая характеристика — ведь тяжести и плотности у цветов немного, их «смысл» — в красоте, взаимодействии с пронизывающим их пространством. Обобщенная трактовка формы на этот раз не мешает узнать конкретные растения — красные гроздья рябины, желтые соцветия пижмы, синие стрелы цикория. Букет в строгой белой вазе вплотную подвинут к зрителю, он серьезен, естествен, живописен и одухотворен.