Остроумова-Лебедева Анна

Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871-1955) — русская советская художница, гравёр, живописец. Училась в Петербургской Академии художеств у Матэ, Репина, Савицкого, Чистякова. В ВОВ работала в Ленинграде, писала свой любимый город.

В начале XX века как бы заново открывают художники красоту своего Петербурга. «Кажется, нет на всем свете города, который пользовался бы меньшей симпатией. чем Петербург. Каких только он не заслужил эпитетов: «гнилое болото», «чиновничий департамент», «полковая канцелярия». Я никогда не мог согласиться со всем этим и должен, напротив того, сознаться, что люблю Петербург и даже, наоборот, нахожу в нем массу своеобразной, лично ему присущей прелести». Эти слова А. Бенуа из статьи «Живописный Петербург» (опубликована в 1902 году в журнале «Мир искусства») выражали отношение к своему городу целой плеяды молодых художников: Лансере. Бенуа.  Добужинского и других. Как граверы XVII века, как живописцы пушкинских времен, любовались они панорамами набережных, ландшафтами Марсова поля или Юсуповского сада…

osnhjevova-lebedeva1Горный институт.

Стрелка Васильевского острова.

Новая Голландия.

Этому городу в его бесконечном разнообразии, в его гармонии посвятила циклы своих гравюр и Анна Петровна Остроумова-Лебедева. В них возникал и тот же, и одновременно другой город, что запечатлел Бенуа в своем «Медном всаднике», черты которого ловил Добужинский, бродя но городу в предрассветных сумерках и в дождливые вечера. Для нее Петербург пушкинский город. Но в нем нет смятенности, ужаса «Медного всадника»; художница претворяла атмосферу первой части пушкинской поэмы, ее гармонические, созидательные начала. Гармония определила весь строй ее города, ритмы бытия. Именно бытия не быта. По ее Неве плывут не причудливые старинные суда, но современные баржи и буксирные пароходики; изредка появляющиеся на этих набережных прохожие, играющие дети одеты не в камзолы и кафтаны, но в обыкновенные пальто. В то же время в городе, который она воплощала, не разбирали мостов, не возводили «пятиэтажные громады», которые одновременно пугали и привлекали Добужинского. Ее Петербург словно возник сразу, в’полном единстве улиц, вливающихся в площади, мостов, повисших над каналами, памятников, застывших на площадях. Все части этого города соразмерны, ни одна не подавляет другую, и весь город раскинулся на воде, у воды, передающей свои тона небу. Темной громадой вознеслась над замерзшим каналом арка «Новой Голландии». Удивительна естественная монументальность этой небольшой гравюры 1901 года. В ней отобраны, взыскательно обобщены детали, в строгом единстве воспринимаются силуэт арки, контрасты черного и белого. Потому в сознании каждого зрителя эта гравюра остается монументальным изображением-образом, который можно назвать символом величия Петербурга. Успех петербургских циклов Остроумовой был вызван возрастающим интересом к самим архитектурным памятникам. Не случайно открытие в 1901 — 1902 годах большой выставки «Старый Петербург», а позднее специального музея старого Петербурга, где будут собраны бесценные экспонаты, среди них модели, проекты, обмеры зданий, которые так пригодятся в середине XX века для восстановления этих зданий, сожженных, расстрелянных, разбомбленных.

Е. Полякова

osnhjevova-lebedeva 001Портрет М.Булгакова.    1925 год.   Коктебель.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары