Савицкий Константин

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) — великий русский живопсец.

В 1894-1897 годах в центре Пензы при содействии известного географа и путешественника П.П.Семёнова-Тянь-Шаньского по проекту архитектора А.Максимова было построено здание — одно из красивейших в Пензе. Совет Императорской Академии художеств принял решение об утверждении в нём рисовального училища и музея.Одновременно члены совета рекомендовали на должность директора указанных заведений — выдающегося русского живописца, действительного члена Академии художеств К.А.Савицкого (1844-1905). Однако это назначение Константин Аполлонович принял не сразу, опасаясь, что административная работа оторвёт его от творчества.
Будучи преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он писал по поводу этого своему другу, крупнейшему русскому пейзажисту И.И.Шишкину: «Получив предложение от Академии, я много думал, взвешивал, вникал в устав Пензенской школы, много раз перечитывал многосложные обязанности директора — жестоко ответственное положение».
И всё же, как художник — демократ, передовой человек своего времени, Савицкий понимал высокую миссию школы русского искусства. После известных колебаний решение было принято: в мае 1897 года он прибыл в Пензу.
Начинания Савицкого в Пензе были тяжёлые. Местные власти противились его демократическим реформам. Они настаивали на превращении художественного училища в художественную школу с ремесленным уклоном, не разрешали совместного обучения юношей и девушек, препятствовали устройству мастерских для художников-преподавателей. Несмотря на интриги пензенских властей, писавших доносы в Академию художеств, верх одержал Савицкий, и это сильно укрепило его авторитет.
Константин Аполлонович проделал огромную подготовительную и организаторскую работу. Учениками были набраны в основном дети крестьян, бедноты, солдат. Активными помощниками Савицкого стали присланные из Москвы молодые живописцы.
Основой создания музея явилась коллекция картин, унаследованная от бывших пензенских губернаторов А.А.Татищева и Н.Д.Селивёрстова.

savickij2В мемориальном музее-мастерской К.А.Савицкого.

К настоящему времени в фонде картинной галереи четыре тысячи произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства.Там выставлено множество картин Савицкого, его личные вещи, почти полностью воссоздан его кабинет, где на полках стоят гипсовые слепки антиков, подшивки журналов тех лет. На стенах висят фотографии, изображающие Константина Аполлоновича в кругу семьи, за работой над картиной. Перед кабинетом стоит портрет Савицкого, написанный в Пензе в 1902 году его другом Н.К.Грандковским (1864-1907).
Через год после смерти Савицкого произошёл пожар на квартире, где жила вдова живописца, не удалось спасти работы, подаренные Савицкому друзьями и его собственные картины.
В 1944 году в галерею поступил написанный в Париже этюд к картине «Путешествие в Оверни», датированный 1975 годом. Его подарила вдова художника в честь 100-летия со дня рождения Савицкого. В 1957 году поступило ещё две работы великого живописца: «Окрестности Пензы» и «Крутой спуск» (1903). Разработку деревенского быта он начал ещё в 1870-е годы и продолжил в картине «На мельнице», датированной 1902-м годом.

savickij5На мельнице.   1902 год.

После 1902 года, погруженный с головой в дела училища, отягощённый заботами о многолюдном семействе, Савицкий с трудом находил время для творчества. Он уже почти не берётся за многофигурные картины, ограничиваясь жанровыми композициями и этюдами.

savicskijВ полдень.
Самой первой и лучшей работой Савицкого пензенског собрания считается картина «Инок» («Послушник»), где изображён молодой мужчина. Показать раздумья человека о своей судьбе, о своём пути и месте в жизни — такова идея картины.Последнее полотно в неполном виде поступило в галерею в 1976 год от сына художника, это «Не сошлись характерами». На ней изображена молодая женщина, держащая на коленях годовалого ребёнка. В роли женщины его жена. На второй половине картины изображён отвернувшийся от жены хмурый мужчина с папироской в руке. Его Савицкий писал с себя…
Константин Аполлонович умер внезапно. После напряжённого дня он ещё проводил рисунок со старшекурсниками, а когда поднимался по лестнице в свою квартиру при училище, почувствовал себя плохо…Сердце не выдержало…
Похоронили художника в Пензе на Митрофаньеском кладбище.
Его имя носит Пензенское художественное училище, областная картинная галерея и одна из улиц в Пензе.

 

Константин Аполлонович Савицкий (1844 — 1905) был ровесником и в некотором смысле тенью Ильи Репина: они вместе учились в Академии художеств, и все свои значительные картины Савицкий выпускал на год позже Репина — но его стопам, вдогонку. В 1874 году появилась «Ремонтные работы на железной дороге» -вариация на тему репинских «Бурлаков», в 1878-м — «тузовая вещь» (по определению А. Бенуа) Савицкого — «Встреча иконы». Антиклерикальный пафос сближает ее с репинским «Крестным ходом».

savickij3Встреча иконы.   1878 год.

На проселочной дороге простой люд, крестьянство, встречает чудотворную икону Неподдельному восторгу, искренней вере нет предела. Иконе бьют земные поклоны, падают перед ней на колени. В религиозном порыве особо смелый мужичок заглянул в чудотворные очи божьей матери. Икону разве что не облизывают.

savicskij 002Встеча иконы.   Фрагмент.

К безусловным достоинствам картины следует отнести композицию. Ее спонтанность умело смоделирована, толпа удачно сгруппирована в прихотливый фриз: столько людей, и никто, как на сцене, друг друга не загораживает. Отдыхает глаз и на вторых планах: непритязательный серовато-болотный пейзаж несколько разнообразит тоскливый обличительный передвижнический жанр.

Если же сосредоточиться на идеологии этой живоииси, нельзя не подивиться, как за сто двадцать лет изменилось общественное мнение относительно православной церкви. Основной злодей этой картины — отвратительный жирный поп, с трудом вылезающий из дорожной кибитки. Как скептически должно было быть настроено общество к официальной религии, чтобы подобные произведения не только выходили из-под кисти живописца, но и показывались на официальных выставках и даже имели громкий успех. Ситуация, совершенно невозможная в России сегодня.

Композиционно «Встреча иконы» напоминает еще один шедевр — «Явление Христа народу» Александра Иванова. Оба художника пытались показать, как вера преображает человека. Только Иванов делал это на уровне библейских абстракций, а Савицкий — на современном материале.

Он, пожалуй, был самым успешным передвижником. Дело не только в живописном таланте, но и в чувстве реальности и меры. На картинах выражение эмоций всегда адекватно месту, поводу и социальному типу персонажей.

Людмила Лунина.

 

Пензенское художественное училище — одно из старейших в России — в феврале 2003 года отметит свое 105-летие. В связи с зтой знаменательной датой я и отправилась на встречу с заместителем директора училища по учебной работе Таисией МОЛЧАНОВОЙ. Но для начала решила пройтись по коридорам сего заведения, дабы вдохнуть благодатный воздух «свободы, творчества и вдохновенья».

Работы пензенских художников продолжают удивлять иностранцев.
Здесь, в полупустом коридоре (у студентов — каникулы), я и познакомилась с выпускницей художественного училища Верой Фирстовой.

— Аура здесь какая-то особенная, понимаете? Тянет сюда!.. — ностальгически вздыхает моя новая знакомая. Оказалось, Вера просто зашла навестить свою alma-mater.

Заметив мой неподдельный интерес к творениям юных дарований, размещенным на стенах 1-го этажа здания, она рассказала, как посетившие училище несколько лет назад американцы с удивлением отметили чрезвычайно высокий уровень студенческих работ, сетуя на то, что на Западе художники давно разучились рисовать: все делают с помощью компьютера.

— Действительно, — подтвердила чуть позже сказанное Верой Таисия Владимировна, — уровень подготовки наших студентов довольно высок. Принимая участие в межрегиональных, всероссийских, международных выставках и конкурсах, они неизменно занимают призовые места, получают денежные премии,дипломы и, что очень приятно, похвальные отзывы со стороны авторитетных жюри. А окончив училище, не теряются ни в Америке, ни в Израиле, ни в Германии, ни в Болгарии.

— Не зря же, — вступает в разговор преподаватель училища Анатолий Омельченко, — к нам приезжают профессора из Петербургской академии художеств с целью отбора особо одаренных ребят для продолжения учебы в академии…

— Говорят, искусствои культура живы традициями…

— Безусловно, — продолжает Анатолий Леонидович. — Первым директором училища был назначен академик живописи Константин Аполлонович Савицкий. Он и стал основоположником традиций реалистического искусства, базирующегося на определенной изобразительной грамоте живописи: реалистическая школа учит рисовать человека, природу в разных ракурсах, состояниях по памяти…

— Наши педагоги, — заверяет Таисия Молчанова, — делают все, чтобы сохранить эти традиции, сохранить ту творческую атмосферу, в которой жили и работали К.А. Савицкий и его единомышленники, воспитать умную, талантливую молодежь. Серьезная роль в решении этих задач отводится преемственности поколений: не случайно 70% преподавателей училища — его выпускники, «взращенные» на художественных принципах, манере, стиле своих великих ‘предшественников. Это прежде всего заслуженные учителя РСФСР Герман Жаков, Борис Борисов, Геннадий Балашов, талантливейший Анатолий Омельченко… Все
они — педагоги старой академической школы.

Вера Фирстова как-то встретила в Москве своих бывших сокурсников Павла Рябинского и Геннадия Тимина. Они уже окончили Суриковский институт, живут в столице, занимаются живописью, часто «выставляются» за рубежом. С огромной теплотой и чувством благодарности вспоминают они родное училище и своих наставников. А про Жакова так прямо и говорят: «В ноги готовы ему поклониться!»

— Если б вы видели, с каким увлечением он проводит свои занятия: сколько знаний, созидательной энергии, мастерства вкладывает в своих подопечных! — делилась Вера. — Кажется, что если даже у человека нет таланта, то после нескольких занятий с Германом Васильевичем он обязательно появится!

На недавно прошедшем в Екатеринбурге методическом семинаре средних учебных художественных заведений по живописи профессора ведущих художественных институтов страны единодушно признали: «Пензенское художественное училище — это школа!»

Так стоит ли удивляться, что у таких талантливых педагогов — талантливые ученики!

В день рождения alma mater студенты и преподаватели училища (опять-таки по давно сложившейся традиции) будут принимать участие в творческом конкурсе под названием «День композиции».

Что ж, новых творческих побед вам и вдохновения!

Татьяна ВЛАДИМИРОВА.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта