Добужинский Мстислав

Выставка Мстислава Добужинского «Старая Литва» приурочена к отмечаемому тысячелетию Литвы и перешедшему к Вильнюсу на год званию «Культурная столица Европы’.’ Работы, представленные на втором этаже корпуса Бенуа Русского музея, составляют самостоятельную коллекцию, которая так и называется — «Старая Литва».  Часть работ предоставлена Национальным художественным музеем имени М.Чюрлениса, часть — Художественным музеем Литвы. Экспозиция состоит из трех разделов: старинные улицы Вильнюса, Каунаса и зарисовки из путешествий художника по Западной Литве.

    Каунас. Жалякальнис зимой.  1939г.

— Я мечтал о такой выставке с тех пор, как защитил в питерской Академии художеств диплом на тему «Образ города в творчестве Мстислава Добужинского’,’ — говорит Скайсгис Микуленис, куратор выставки. -Творчество художника тесно связано и с Петербургом, и с Вильнюсом.

  Петропавловская крепость   1921г.

Мстислав Добужинский, одна из главных фигур в петербургском объединении «Мир искусства’,’ переехал в Литву и стал ее гражданином в 1924 поду. С тех пор он работал, главным образом, театральным художником: все лучшее в оформлении литовских театров связано с его именем, он фактически создал свою собственную школу. Сейчас коллекция театральных работ Добужинского стала самостоятельным музеем -теперь это Музей театра, музыки и кино Литвы, где хранятся все эскизы декораций и костюмов, созданные художником в 20 — 30« годы прошлого столетия. Одна из представленных на выставке работ — тот самый Государственный театр Каунаса, где Добужинский оформил около 40 спектаклей.

Но тема старых городов и исторической архитектуры занимает особое место в творчестве Добужинского. В собрании Художественного музея Литвы есть его работа маслом, которая давно стала визитной карточкой музея, ее изображение стоит на официальных бланках — «Вильнюс, улица Тилто» Вещь, не характерная для Добужинского, — он мало писал маслом, значительно больше известен как график. Но даже его живопись выглядит графически точной и контрастной. Картона «Вильнюс, улица Тилто» как бы возглавляет всю выставку «Старая Литва» представленную в трех небольших залах корпуса Бенуа

Классические виды старого Вильнюса приехали в Петербург из Музея имени Чюрлениса здание старинного университета, костел Святой Екатерины, костел Петра и Павла. Это работы молодое литовское государство купило у художника в начале 20-х годов, чтобы поддержать эмигранта Добужинского.

Один из залов в Русском музее занимают зарисовки старого Каунаса, который долгие годы выполнял роль столицы Литвы. На рисунках Добужинского запечатлены провинциальные улицы, трогательные деревянные церкви, сады, кривые переулки — живописные окрестности почти деревенского в то время Каунаса. В 30-е годы прошлого столетоя Добужинский предпринял большое путешествие по Западной Литве, объехал практически весь регион, называемый Жемайтия. Посетил Шауляй, знакомился с произведениями народного творчества в провинциальных музеях, путешествовал по маленьким городкам — обращал внимание на барочные костелы, деревянные синагоги, зарисовал знаменитую йру крестов. Это работы художник сразу сформировал в отдельную коллекцию графики и взял с собой, когда в 1939 году поехал в Англию, а оттуда, после начала Второй мировой войны, — в США. Именно в Америке он впервые целиком представил коллекцию публике —
предложил литовской диаспоре в Штатах организовать выставку для эмигрантов из Литвы. Экспозиция побывала в начале 40-х годов в Бостоне и VWikc-Берри, а после смерти художника экспонировалась в бруклинской галерее, принадлежавшей литовцам. Все это время коллекция принадлежала сыну художника Всеволоду.
На рубеже тысячелетий литовские эмигранты в США создали фонд, выкупили коллекцию у семьи и подарили Литве. Несколько лет назад это вещи приехали в Литву, и самую первую выставку Мстислава Добужинского на родине открывали президент Литвы Вальдас Адамкус и председатель Европейской комиссии господин Жозе-Мануэль Барроэо. Затем «Старая Литва» побывала в Минске, Киеве, Шауляе и сейчас добралась до Петербурга — города, ставшего когда-то рсдным для Добужинского и сформировавшего его как художника.

Наталья ШКУРЕНОК

Книжный знак издателя и библиофила З.И.Гржебина.    1914 г.

 

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ЖАНРА

В России силуэтная графика получила широкое распространение в XVIII веке. Этим видом изобразительного искусства, завезенным из Франции, увлеклись многие художники. Но особая роль принадлежит Ф.П.Толстому, создавшему классические образцы силуэтных жанровых сцен, на которых учились последующие поколения художников.

К сожалению, в середине прошлого века силуэт был забыт и только в начале нынешнего столетия к нему обратились К. и В. Изенберги, выполнившие ряд силуэтных гравюр и экслибрисов.

Вторую жизнь незаслуженно забытому жанру графики дали художники «Мира искусств». Они нашли применение плоскостному изображению фигур и предметов в книжных иллюстрациях и экслибрисах. Многим коллекционерам известны прекрасные миниатюры «мирискусников» М.Добужинского, Г.Нарбу-та, К.Сомова и др.

В советское время их дело продолжили Н.Ильин, Н.Кузьмин, Б.Протоклитов, А.Мистецкий,    Н.Карасев,К.Теодорович
Н.Стрижак, братья Черновы и многие другие художники.

ИЛЛЮСТРАЦИИ МАСТЕРА

Иллюстрации к Достоевскому Ф.М.  Белые ночи.   1923г.

Ленинградское отделение издательства «Художественная литература» и Ленинградское производственно — техническое объединение «Печатный Двор» выпустили «Белые ночи» Ф. М. Достоевского с иллюстрациями

художника. выдающегося маетера живописи и графики М. В. Добужинского (1875—1957).

«Белые ночи» с иллюстрациями Добужинского впервые вышли в петроградском издательстве «Аквилон» в 1923 году. Рисунки стали не только крупным достижением художника, но и шедевром всей русской советской графики.

Иллюстрируя «Белые ночи» _Ддбужинский обратился к изображению Петербургского пейзажа, волшебной призрачности его белых ночей, строгого плетения решеток каналов, мрачной безучастности домов с закрытыми темными окнами. Это не просто иллюстрации, но и образ города, образ Петербурга Достоевского, каким он возникает в сентиментальном романе «Белые ночи».

Драматизм и поэтичность повествования переданы средствами черно-белого изображения — тушью, пером. Для некоторых иллюстраций художник использовал изобретенную им технику — граттографию. когда на покрытой черным бумаге процарапаны белые штрихи.

 

Распродадут остатки наследия Мстислава Добужинского

Сегодня в парижском зале «Друо-Монтень» состоится аукцион творческого наследия знаменитого русского графика Мстислава Добужинского. Первая серия торгов коллекции его сына Ростислава Добужинского, несколько лет назад умершего в Париже, прошла 24 июня и стала самым знаменательным событием французского антикварного сезона. Цены на картины одного из основателей «Мира искусства» взлетели в сотни раз. Вторая серия торгов, по мнению специалистов, будет менее увлекательной. Прежде всего потому, что лучшее из лучшего было продано в июне. Некоторые из июньских покупателей (в числе которых было много россиян) принимать участие в новой двухдневной битве отказались. По некоторым прогнозам, цены на предстоящих торгах поднимутся «только» в 10-20 раз. Новая экспертная оценка почти не учитывала июньской лихорадки — все французские эксперты рынка искусства считают прошедшие торги аномальными и не соответствующими реальной рыночной стоимости художника. Эстимейт работ, представленных на нынешние торги, превышает июньский не более чем на 20-30%.

СУРИЯ САДЕКОВА, Париж

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта