Очиров Цырен-Намжил

Очиров Цырен-Намжил (1920-1987) — советский бурятский художник, учитель, этнограф, собиратель фольклора, организатор местного краеведческого музея.

ocirov17Сплав леса на реке Кугун в 1934 году.    1979 год.

Незадолго до своей кончины в родном Могсохоге скромный учитель местной школы Цырен-Намжил Очирович Очиров сделал последний рисунок. В нём перед зрителем предстаёт бесхитростное и вместе с тем глубоко содержательное описание будней хоринских бурят-скотоводов. Уже смертельно больной, художник как бы оглянулся и пристально вгляделся в прожитое, заполняя поверхность простой клеенки изображением известного ему до мельчайших подробностей деревенского быта, чьей неотъемлемой частицей был он сам.ocirov 001

На небольшой клеенке (примерно 90 на 45 сантиметров) запечатлен традиционный образ мира старой бурятской культуры.

Написанная, как и остальные работы, по памяти — такова древняя традиция, живущая и поныне в культуре многих народностей Азии и Африки,— картина уже после смерти художника была условно названа «Пейзаж. Могсохон». Но, конечно, это не пейзаж. Скорее, это то, что соответствует китайскому понятию «саньшуй» — «горы-воды», то есть «мир зелёный»,чьё изображение присутствует во многих тибетских и бурятских иконах, где мирское и сакральное начала существуют в единстве. Причем изобразительные композиции бурятской иконы значительно ближе народной жизни, так как в бурятском ламаизме в большой мере сохранились старые, добуддийские мифологические представления.

ocirov6Сбивание шерсти.

Неудивительно поэтому, что, бросая npoщальный взгляд на родную землю, художник видит в своей композиции картину земного, человеческого мира, мира природы, обжитого человеком, живущим нераздельно со всеми обитателями земли. Многонаселенное, живущее своей особой, преисполненной мощного пантеизма жизнью пространство создано поразительно свободным монументальным могучим мастером, каким он и был всю свою жизнь.

ocirov7

Творческая биография Очирова распадается на две неравные части. Он родился в 1920 году в улусе Турац-гай, в 1950 году вкупе с другими образовавшем село Могсохон. В этом, одном из самых больших сел Кижингинского района, на традиционной земле хоринских бурят, прошла .вся его жизнь. Здесь в 1937 году он окончил школу, сюда в 1939 возвратился с дипломом учителя, отсюда ушел в армию, воевал на Дальневосточном фронте, а в 1946 году вновь вернулся в Могсохон и в течение двадцати лет, помимо преподавания в местной школе, вел огромную работу, собирая и изучая фольклор и этнографические сведения.

ocirov5

Интерес к фольклору и этнографии бурят, эвенков, русских и других народов, проживающих в Бурятии, интерес к их истории и культуре пробудился у Очирова еще в годы учения. Благодаря давнему увлечению историей Ц. Очиров оказался хорошо подготовленным к избранной им деятельности народного просветителя, которая становится делом его жизни. С помощью учеников и взрослых односельчан он организует в Могсохоне народный краеведческий музей.

ocirov3

А в его семейном архиве, который тоже хранится в Могсохоне, ценные фольклорные коллекции, генеалогические и хронологические записи по истории бурят. И все это представляет большой интерес не только для творческой биографии Очирова, но и для истории культуры бурят. Но, увы, коллекции до сих пор ждут своего исследователя.

ocirov2Путники в дороге.

Просветительская деятельность, несомненно, сыграла большую роль в становлении Очирова-художника. Первый рисунок, не считая рабочих фольклорно-этнографических зарисовок, он сделал для своих публикаций в местной печати.

ocirov9Коновязь   и   кожемяка.

А позднее обрабатывая и систематизируя собранные материалы, он приступает к созданию прекрасно иллюстрированных рукописных книг, прямо подготовивших его замечательные тематические серии. В сериях этих рисунку отводится главная роль.. Шесть раз присуждались Очирову дипломы первой степени четырех советских и двух международных выставок в Лондоне и Берлине.

ocirov11

В последнем десятилетии, необыкновенно творчески напряженном, соединился, как в фокусе, весь разносторонний жизненный опыт художника. В рисунках его, созданных рукой большого, зрелого мастера,— и широта взглядов, и народная мудрость. Сколько их, этих рисунков, еще окончательно не установлено; но уже сейчас нам известно около пятисот листов. Почти все они объединены в несколько главных серий: «Бурятские традиции и обычаи», «Быт бурят в прошлом», «Бурятские легенды и предания», «Жизнь эвенков», «Гомбожап Цыбиков в Тибете», «Декабристы в Сибири», «А. П. Чехов в Сибири».ocirov10

Принадлежность к традиционной культуре бурят с ее цельностью, прочностью и устойчивостью, уверенностью в справедливости многовековых идеалов помогла сформироваться замечательной творческой личности, верной долгу и убеждениям, воспитанным с детства, и в то же время открытой для восприятия жизни и культуры других народов.

ocirov8

Традиционный изобразительный канон, не тоько не ограничивал, а наоборот открывал простор воображению художника, он населял свои композиции живыми одушевленными облаками и сопками, камнями и деревьями, и все они, активно взаимодействуя с героями и между собой, выступают полноправными участниками сюжетов. Вглядываясь, например, в изображение облаков, которые, подобно драконам космогонического мифа, собрались в небесах, или в огромные валуны, обступившие маленькое замершее горное озеро, убеждаешься, что это не просто традиционный декор. Содержательность образов в нашем представлении неодушевленной природы не вызывает сомнения. Как и в бурятской иконе, здесь своя, особенная система образного повествования, уходящая корнями в глубины бурятского мифа и фольклора. Они продолжают жить в воображении художника, соединившись в своеобразном поэтическом синтезе с его знаниями подлинной истории. Творчество Цырена Очирова являет собой замечательный культурный феномен — это драгоценный сплав культур традиционного и нетрадиционного общества.

ocirov13
Созданная Очировым историко-культурная панорама вполне сознательно нацелена на столь существенную для всякого общества передачу информации. Достигнув в графике вершины своего творчества, Цырен Намжил Очиров продолжает деятельность учителя, наставника, информатора

ocirov

. В его рисунках счастливо сочетается все лучшее, что дал ему опыт предков, с ярко выраженной индивидуальностью стилистического почерка; функциональность, динамика и экспрессия в изображении человека и природы с отсутствием красивости и чувствительности. И в этом — непреходящая ценность наследия выдающегося народного художника.

Н. Иофан, С. Цыбыктарова

 

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта