Абдуллаев Микаил

Абдуллаев Микаил Гусейн оглы (1921 — 2002) азербайджанский художник, народный художник СССР.

М. АБДУЛЛАЕВ

Талант Микаила Абдуллаева проявился рано. Ему, первокурснику Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, едва исполнилось семнадцать, когда И. Э. Грабарь сказал. что этот молодой живописец может смело выставлять свои работы «на больших весенних и осенних выставках рядом с известными мастерами».

Ему было двадцать шесть, когда на Всесоюзной выставке 1947 года среди широко замеченных критикой работ оказалось и его полотно «Вечер». Именно в эти годы Абдуллаев. написавший ряд глубоких, содержательных «индустриальных» картин («Огни Мингечаура». «По дорогам пятилетки», «Строители счастья», «Подруги»), заявил: «Живу в городе, а сердце в деревне».

Сельские будни, извечный труд земледельца, преображение родного края—эти темы стали определяющими в творчестве художника. Пристрастие же к яркой, насыщеной гамме красок, стремление в картине сохранить декоративность, свойственную народному искусству, обозначили его самобытный почерк. Этапными в работе М. Абдуллаева явились триптих «На полях Азербайджана» (1965) и диптих «Девушки рисоводы» (1970). Центральная часть триптиха («Июнь сорок первого года») наиболее выразительна. На ней изображена группа женщин—сельских доярок, которых застала горькая весть о начале войны. За внешними приметами—судьбы женщин разных поколений. Тех, кто знал на этой благодатной и трудной земле неволю, рабскую кабалу, тех, кто взращен Советской властью, кто познал счастье достоин жизни, уверенность в завтрашнем дне. Одни плачут, другие как бы окаменели от горя, третьи—в тревоге об уходящих на фронт мужьях… Трагизм, неизвестность, боль, стынущие в глазах женщин, оттеняют недоумение, растерянность в глазах детей…

Левая («Солдат»} и правая («В госпиталь») части триптиха—символические портреты-пейзажи. Не сняв солдатского обмундирования, сбив в кровь ладони, работает вчерашний воин на защищенной от поругания земле. В долину шагнула весна, и как нужны сейчас земле сильные мужские руки! Лишь на минуту разогнулся солдат, чтоб перевязать кровоточащую ладонь… Так же на минуту остановилась на дороге моложавая колхозница. Сняла с плеча наполненную дарами земли корзину, перевязывает сбившийся нарядный платок. Полуденное солнце раскалило землю. Сейчас наденет женщина сброшенные для сохранности нарядные чирики —рукой подать до госпиталя, неловко входить туда босиком. Кто ждет ее там? Может, привезли кого из земляков? Может, кто-то что-нибудь знает о муже?

На Всесоюзную выставку ‘Мы строим коммунизм» народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР Микаил Гусейн оглы Абдуллаев представил новое замечательное полотно, в котором его любовь к труженикам сельской нивы, к образу азербайджанской женщины проявилась с новой силой и высокой одухотворенностью. «Хлопок» —назвал он картину.

Л. ХАНБЕКОВ

Абдуллаев Микаил
Юность матерей

 

 

 

 

 

  Абдуллаев Микаил

Девушки-рисоводы

1971 г. (140 х 104)

 

 

abdullaev

Хлопок.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары