Абезгауз Евгений

Абезгауз Евгений Залманович (1939 — 2008) родился в Ленинграде, окончил электротехнический институт, училище им. Мухиной, в 1975 году организовал группу художников «Алеф», в 1977 эмигрировал в Израиль.

Алеф по кайфу

Евгений Абезгауз в Государственном Русском музее.

Это очередная выставка из само собой сложившегося цикла под условным названием «Возвращенные имена’.’ На самом деле в Русском музее нет такой программы, но так получилось, что только за прошедшие лето и осень здесь, в Мраморном дворце ГРМ, прошли несколько персоналок уехавших когда-то из России художников — Вильяма Бруя, Леонида Ламма, Евгения Абезгауза, а на зиму планируется выставка Владимира Титова.

Евгений Абезгауз, которому в этом году исполнилось бы 70 лет (он не дожил до юбилея всего год), родился в Ленинграде незадолго до войны в обычной интеллигентной семье. Поэтому еврейские скрипка и художественная школа ему были гарантированы, но по настоянию родителей он получил инженерное образование, работал энергетиком и только на третьем десятке лет пошел «в люди» — окончил факультет дизайна Ленинградского высшего хдоожественно-промышленного училища имени В.Мухиной.

Практически сразу Абезгауз вошел в среду неофициального искусства Питера: активно участвовал в квартирных выставках, устраивал их у себя дома. Эти неподцензурные просмотры, несмотря на закрытость, пользовались громким успехом у ленинградцев — на одном из них как-то побывало больше четырех тысяч человек. Вещи даже пересылали в Москву, хотя они и были, по официальным меркам, абсолютно «невыездными» После участия в знаменитой выставке 1975 года в ДК имени Газа (ленинградского аналога московской «бульдозерной») имя Абезгауза стало известно всему городу, а его самого уволили с работы.

Но самым громким делом Евгения Абезгауза было создание группы «Алеф» в которую входили художники еврейского происхождения. Они открыто говорили о своей национальности, выражали несогласие с национальной (псевдоинтернациональной) политикой советского режима. В итоге Абезгауз эмигрировал в Израиль.

Ретроспектива в Мраморном дворце — первая персональная выставка Евгения Абезгауза в родном Петербурге. Она сравнительно небольшая (всего 34 работы), но репрезентативная — представляет творчество художника практически с исчерпывающей полнотой. Можно обнаружить все «фирменные» стилистические черты и приемы, сквозные мотивы и персонажей, которые кочуют из картины в картину разных периодов. Например, библейские герои местечкового масштаба — деревенская Рахиль в нищем платье или Иона с чемоданчиком в руках, выходящий из чрева кита в порту Хайфы. Абезгауз удивительным образом органично соединяет национальное и всемирное, мистическое и откровенно чувственное, бытовое и бытийное, мир суетливой локальной суеты и величественный библейский покой, пафос и иронию.

Но очень часто это горькая ирония. Его персонажи, многие из которых напоминают героев книг Шолом-Алейхема, нищи и одиноки, а мир огромен и безжалостен. Нет, у них как у истинных сынов своего народа обязательно найдется достойный ответ на все жизненные невзгоды: несмотря ни на что, надувать мыльные пузыри. Эти мыльные пузыри становятся тоже узнаваемыми авторскими персонажами, им посвящен целый цикл под названием «Мир суеты?». На выставке представлены и другие серии
— например, «Мир покоя» (огромные светящиеся геометрические фигуры, парящие в воздухе) или «Золото и деньги» (тут изображены или наклеены купюры разных стран и разного достоинства на фоне основы, украшенной сусальным золотом). Распаленные мартовские коты светятся, как церковные купола на солнце. И тут же работы последних лет — натюрморты, портреты детей и внуков, неизменные пышнотелые дамы, библейские пейзажи.

Как сказал с последней прямотой в одном из своих интервью сам художник: «Мне всегда все в кайф. Жизнь идет к завершению, и честно скажу — я не помню ни одного момента, когда бы у меня не было кайфа»

Наталья ШКУРЕНОК

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта