Котов Пётр

котов3

 

Котов Пётр Иванович (1884-1953) — русский советский художник. Родом из Астраханской губернии. Учился в школе Н. Фешина. Потом в Петербургской Академии художеств у Ф. Рубо и Н. Самокиша.

 

 

 

 

Автопортрет.   1940 год.

 

Мастер портрета, исторической и батальной живописи, Котов продолжал лучшие традиции русского реализма. Его работы стали хрестоматийными — например, портреты маршалов Жукова и Рокоссовского.

котов2

 

Портрет К. К. Рокосовского

В экспозицию вошли произведения, созданные в 1913—1953 годах. На заре перестройки работы художника отправились в запасники, эта выставка — первая после нескольких лет забвения.
В залах Российской Академии художеств на Пречистенке проходит выставка картин заслуженного деятеля искусств РСФСР, действительного члена Академии художеств CCCR лауреата Сталинской премии Петра Ивановича Котова (1889 -1953), приуроченная к 120-летию со дня рождения художника и выходу в орловском Агентстве печати литературы «АПЛИТ» его альбома, подготовленного Мариной Мозговенко-Котовой. Экспозиция — камерная, составленная, быть может, не из главных работ Котова, собранная в основном по частным коллекциям. Но даже в таком скромном масштабе вполне можно представить, каким страстным, раздольным талантом обладал Петр Иванович, не кондовый соцреалист, каким он кажется до сих пор, а замечательный русский живописец XX века, заслуживший в свой юбилейный год масштабную ретроспективу. Но хрестоматийные его произведения разбросаны по многим музеям России и бывших советских республик, на выставку в одночасье собрать их невозможно. А собрали бы — получился бы праздник во славу истинно народного дарования.

Ведь Петр Котов вышел из самых глубин народных — родился в слободе Владимирова Царевского уезда Астраханской губернии (впрочем, отец был потомственным иконописцем, так что к кистям и краскам будущий художник был приобщен с детства). Благодаря своим рано проявившимся способностям и страсти к знаниям получил прекрасное профессиональное образование: в Казанской художественной школе, уже перед ее окончанием, год ему посчастливилось поучиться у знаменитого Николая Фешина, которого Котов считал «своим настоящим учителем, открывшим тайну рисунка и живописи» и которого боготворил всю жизнь. Действительно, фешинская фантастическая игра с цветом и светом, свободная броская палитра, дивное красочное волшебство чувствуются во многих работах, особенно в портретах, Петра Котова.

В 1909 году он поступает в Петербурге в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где проводит семь лет. Здесь он учился в батальных мастерских у Франца Рубо и Николая Самокиша. Во время Первой мировой войны неоднократно выезжал на фронт, где собирал материал для будущих картин на «окопную» тему.

При этом все равно самым главным источником для вдохновения остается Эрмитаж с его Тицианом, Веласкесом и Рембрандтом. Одновременно после петербургских выставок новым увлечением становятся   Моне

и Ренуар. Эти мастера оставили большой след в творчестве Котова. Поэтому его справедливо называли «русским импрессионистом. Хотя он никак не копировал, положим, Ренуара — в работах Петра Ивановича причудливом цвето-световом раздолье мастерски, в вольном «пересказе» cмешались и радостное восприятие мира Ренуара, и, безусловно, фешинская живописная страсть в узнавании человеческих психологических глубин, и мощная кисть Франца Рубо, и следование традициям академической классики, вероятно, многое другое — и все это был Котов, русский неистовый, сказочный неудержимый феномен.

За свои дипломные картины «Письмо с Родины в окопах» и «Сбор на охоту с борзыми» Петр Котов в 1916 году получает высший балл и награждается поездкой на несколько лет в Италию. Но идет Мировая война, и Петр Иванович остается в России. После революции он возвращается в Астрахань, много работает; организует выставки создает первый на юге России художественный музей (ныне Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина). В1922 году Котов навсегда переезжает в Москву. Вступает в AXPR в 1931 году — в Московский союз художников.

котов4

Кузнецкстрой. Домна № 1.   1931 год.

В 1930-е во всю мощь разворачивается его творческая жизнь. Ездит пс стране — особенно его привлекают новостройки. В это время он создает свои эпохальные полотна, посвященные Днепрострою, Магнитке, Кузнецкстрою, возведению многих других заводов. Он, представитель старой школы, пишет «новую жизнь» с явными удовольствием, размахом и страстью. В картины вкладывает все свое умение, талант и любовь к живописи. Его «новостроечные» полотна поражают истинным раздольем силы и энтузиазма, созданные не по разнарядке или приказу свыше. Они — подлинные исторические документы своей эпохи. Считаю советской классикой эти вещи Петра Котова. Очень жаль, что они затерялись в музейных запасниках и мало показываются. Произведения Котова 1930-х годов в чем-то предвосхитили работы наших шестидесятников, мастеров «сурового стиля» которые продолжили эту летопись «трудовых будней» страны.

При этом художник мог писать все с одинаковым блеском, мастерством и талантом. Тематика его работ была безгранична. Жанровые многофигурные картины, батальные и исторические сцены, портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры, цветы. Во время Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС» рисовал плакаты и картины на военную тему — тем более что баталистом Петр Котов был прекрасным, с дореволюционной выучкой.

Последней работой Петра Ивановича Котова стало экизное изображение Сталина в гробу в Доме Союзов — вероятно, натурный набросок для большой картины «Похороны И.В.Сталина»

Художник не успел ее закончить. В июле того же 1953-го он скончался по дороге в Харьков. Тем самым собственной судьбой подтвердив завершение эпохи, которой искренне и верно служил. Может быть даже в ущерб своему таланту.

Евграф Кончин

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары