Фешин Николай

fechin2

 

Фешин Николай Иванович (1881-1955) — русский художник.

 

 

 

 

 

Автопортрет.   1920 год.

 

 

Когда Илье Репину в 1926 году был задан вопрос, кого из современных художников он считал лучшим, тот назвал Николая Фешина. Решение является значительным, хотя Репин, возможно, были необъективным в пользу своего ученика, Экс студент, в начале века Фешин учился в его мастерской.

fechin 001Осень.    1900 год.

Под Репинским руководством он подготовил свою дипломную работу, картину «Капустницы», и вместе с ней новый значительный реалист художник вошел в мир русского искусства.
Картины Фешина имеют социальные темы, а названия некоторых из его полотен отражают: «Тhеу положил их» (показывая расстрел демонстрации  царскими войсками), «Лицом к Policeman», «Упр Против Арендодателя». В первые несколько лет после Октябрьской революции, художник нарисовал свои холсты «Голодные» и «Восстание в армии в ….ar Колчака», и портреты Карла Маркса и В. И. Ленина.

Его участие в российских и зарубежных выставках принесло ему международную известность.

fechin 002Овсянников.

Сохраняя в «Российской adition» в живописи — реализму Репина, Сурикова и Левитана — Николай Фешин остался оригинальным и непредсказуемым. Он характеризуется тонким чувством цвета и мощности.

fechinПортрет дочери.  1917 год.

Фешин родился в Казани, он жил и работал там после окончания учебы и проводит шесть месяцев paintling в Европе. Он преподавал в художественной школе в Казани, передавая свой реалистичный взгляд на мир и искусство своим ученикам.

fechin 003Ия в белой блузе.

Но он был болен. В детстве он страдал от менингита. и эта болезнь оставила свой отпечаток на его оставшуюся жизнь. Он стал нелюдимым и незащищеным. В 1922 году новая напасть поразила его, когда он заболел серьезной формой туберкулеза. Американские поклонники художника предложил ему приехать в Соединенные Штаты на лечение.

fechin 004Портрет неизвестной женщины.   1908 год.

В 1923 году он покинул родину и до конца своих дней оставался на южных курортах США. Он умер в Лос-Анджелесе.

Работы Фешина находятся на дисплее в различных музеях СССР, но большинство из них находятся в г.Казани галерее.

 

Осенью 1908 года в Казанской художественной школе ждали новых преподавателей. Академия поставила ультиматум: повысить качество обучения или школа лишается субсидий. А тем временем продолжалось паломничество учеников в Москву, к «святым угодникам»: Пикассо, Матиссу, Дерену. Щедро мазали краской, осваивая свободную манеру, раскрашивали розовым и зеленым волосы на портретах, злоупотребляли раздельным мазком во славу импрессионизма. Те, кто придерживался традиций, честно копировали натуру. Тогда-то и вернулся в родную школу преподавателем живописи и рисунка молодой выпускник академии Николай Иванович Фешин.

О нем мы вроде бы знаем много: родился в Казани в семье столяра-резчика; за выдающиеся способности принят в Академию художеств и учился у самого Репина; в 35 лет был удостоен звания академика, его любили ученики, а популярность и славу снискал себе еще при жизни. И одновременно мало — ведь все это лишь «вешки» на длинном и бесконечно трудном жизненном пути…

На вид Фешин был самый обыкновенный, никаких примет художественно-поэтчческой натуры: стройный блондин с быстрой походкой, невысокого роста, тихий и молчаливый. Походил скорее на ученика, чем на преподавателя. На первое занятие явился с большим холстом и палитрой. Поставил натурщицу в русской шали на фоне побеленных досок, повернулся к окружавшим его ученикам и тихо проговорил: «Вот теперь давайте познакомимся. И для начала поработаем вместе».

Н. М. Никонов, впоследствии один из основателей АХРР, учился у Фешина с 1908 по 1913 год: «Только однажды мне посчастливилось видеть, как Фешин рисует. На одном уроке он подошел ко мне, сел на мой табурет и начал рисовать на моей бумаге… моим углем в лист… обнаженного натурщика. На моих глазах в полчаса совершилось чудо! Легкими движениями, почти незаметными касаниями, проносился уголь над бумагой, и на ней возникли дыхание жизни, форма, свет, очарование. То мощный удар плашмя, то молниеносный зигзаг острием угля, то легкие касания тряпкой — и рисунок готов».

Что еще запомнилось? Как всколыхнулась жизнь школы после приезда Фешина: стали интересоваться музыкой, театром, литературой, яростно спорили о направлениях в искусстве; читали журналы «Аполлон», «Мир искусства», «Весы». В преподавании был немногословен: садился за рисунок каждого по очереди и проверял построение фигуры. Поправлял работу углем энергичными линиями; сразу же выявлялась большая форма, уходили мелочи, тщательно проштудированные учеником в ущерб целому. «Разве так держат кисть? Вот как надо ее держать, как смычок!» — говорил Фешин ученикам. Очень любил музыку и хотел учиться играть на рояле. «Показав гаммы до мажор и ля минор, я была удивлена, когда Николай Иванович проиграл самостоятельно все мажорные и минорные гаммы. На мой вопрос: «Как же вы составили гаммы?» — «По аналогии с красками!» — ответил Николай Иванович». Это из воспоминаний С. К. Шакуловой, преподавателя школы. А как он ставил натюрморты! Так красиво сочетал предметы по цвету и фактуре, что все звучало единым музыкальным аккордом, даже такую мелочь, как складку драпировки, невозможно было изменить.

fechin 007Портрет отца.     1918 год.

Известный театральный режиссер А. Д. Попов в 1911—1912 годах учился в Казани. «Чудо!» — отзывался он о работах Фешина «Портрет отца» и «Портрет неизвестной», увиденных на школьной выставке. «Ученики толпами собирались около этих работ, рассматривая блестящую, непостижимую технику. Когда мы подходили к портрету вплотную, чтобы разгадать эту технику, то видели лишь хаос красок. Кадмий и краплак, которыми был написан рот, от широкой небрежности художника оставались даже где-то на подбородке, на щеке; но стоило отойти на несколько шагов от портрета, и, неизвестно каким образом, появилось тонкое изящество очертаний девичьего рта».

Вот он на старой фотографии 1909 года: сидит в кожаном кресле, опершись локтем о колено, молодой, двадцативосьмилетний, зорко всматривается прямо перед собой. А на обратной стороне снимка надпись: «На добрую память учительнице и ученице Надежде Михайловне от признательного ученика и учителя».

Они познакомились в Казани. Н. М. Сапожникова училась у Фешина. Сама оригинальная художница, ее работы выделялись на казанских выставках какой-то особой культурой живописи. По воспоминаниям современников, женщина деятельная, волевая, умная. Она обучала Фешина языкам, материально поддерживала в трудное время. Они были очень дружны. Вместе в 1910 году ездили за границу. Сестра Надежды Михайловны вышла замуж за профессионального революционера, соратника Ленина, В. В. Адоратского, и отец лишил отступницу своего благословения. Сестры очень дружили. У Сапожниковой Надежды Михайловны была большая и светлая мастерская — позади отцовского магазина. Здесь любил работать Фешин. Как-то сразу образовался тесный кружок единомышленников; собирались художники, рисовали, спорили об искусстве; поэты читали стихи. Фешин, обычно немногословен, больше слушал, изредка вставлял короткие реплики. Как-то возник разговор об использовании в портрете плоскостного фона. Н. Сапожникова, учившаяся в Париже у Ван Донгена, прибегала к этому приему. Фешину он казался условным. Позднее же, в «Портрете Вари Адоратской», племянницы художницы, исполненном в лучших репинских традициях, создал чистый образ девочки, и выбор ровной серой стены в качестве фона здесь оправдан.

fechin1

Портрет Вари Адоратской.   1914 год.

В начале века в Казани часто гастролировали знаменитые музыканты: скрипач Я. Кубелик, пианист А. Б. Гольденвейзер, композитор С. В. Рахманинов. Современник вспоминал, что часто встречал художника в зале дворянского собрания на концертах: «Для Фешина посещение таких концертов не было развлечением. Для него это была серьезность работы… над качеством живописи. Следствием любви Фешина к музыке было то, что в мастерской Н. М. Сапожниковой появился великолепный рояль…»

Он написал много ее портретов: этюды у окна и за чтением, а портрет 1908 года имел успех на международной выставке Института Карнеги в США в 1910 году, хотя здесь экспонировались работы К. Моне, Сислея, Писсарро, Ренуара. Фешинский портрет называли самым оригинальным произведением выставки, и отсюда началась его международная слава. Лучшие портреты Н. М. Сапожниковой относятся к 1916 году. Тот, где она сидит у клавесина в специально сшитом бальном платье, выставлялся в Москве в 1917 году и пропал. И гораздо позже, когда Фешин был уже в Америке, куда уехал, пережив тяготы гражданской войны и страшный голод, полотно это В. В. Адоратский обнаружил и купил в комиссионном магазине где-то в году 1927 или 1928.

Изящно повернув голову, смотрит на нас женщина за клавесином. Она артистична, молода. Красивые полные руки перебирают клавиши, она вся во власти музыки, вот взглянула — и опять туда, в стихию звуков. Момент, безвозвратно ушедшее мгновение, которого никогда уже не будет.

fechin3

За самоваром.  (Портрет О.Ясеневой).    1929 год.

fechin5Девушка с распущенными волосами.   1930-е годы.

fechin 006Портрет мужчины с бородкой.   1930 год.

Он был прирожденным портретистом, но интересно, что И. Репин склонял своего ученика к созданию жанровых картин, находя у него дар к построению многофигурных композиций. Кстати, связь фешинского мазка с поздней нервной, широкой техникой Репина бросается в глаза. Интерес художника к этнографии не случаен. Так, сюжет картины «Капустница» связан с обычаем «подмоги», когда осенью, перед Воздвижением собирались целыми семьями для рубки капусты, и все это носило праздничный характер.

Но несколько особняком в его творчестве стоит картина «Бойня». Ее сюжет навеян сибирскими впечатлениями 1904 года. Художник работал над ней вплоть до 1920 года, но так и не закончил ее. Большой, красивый, сильный зверь обречен на смерть. Кровь, «дымящееся мясо» — все раздражает своей красно-черной экспрессией. Художника упрекали за чувство горечи и отвращения, которое картина могла вызвать у зрителя. И в то же время современники явно услышали, как
«драматизированные ноты четко звучат в картине, которая вся пронизана запахом крови, придающей ей какой-то кошмарный, жестокий характер». Уже приближался год 1914-й. На том роковом рубеже безвозвратно уходило что-то для всего человечества, само того еще не зная, оно отплывало в эпоху мировых войн. И, может быть, вечное животворное начало искал художник в обычаях народа, торопился запечатлеть ощущение неповторимого праздника жизни перед лицом грядущих социальных катаклизмов.

Сестра Д. Д. Бурлюка, художница Л. Д. Бурлюк, знала Фешина еще по академии: «Как-то Фешин пригласил меня посмотреть его работы… все написано той бурной техникой, которой он… всю жизнь писал, любовно задерживаясь на лице портретируемого и работая почти рубанком на фоне, на платье… Глядя на живопись Фешина, невольно подумала, что лицо на его портретах написано гладенько, а окружено каким-то хаотическим вихрем…»

Пройдет совсем немного времени — и закружились, завертелись вихри времени, переломились надвое людские жизни. Судьба человека тех лет порой была горька и трагична. Недаром мотивы стихии, ветра, снежной бури явно слышны в искусстве того времени — как символ эпохи, закружившей отдельную человеческую судьбу как песчинку. Фешин своим зорким взглядом пристально вглядывался в человека, пытаясь запечатлеть богатство внутреннего мира, который таила в себе эта «песчинка». И не потому ли так тщательно и любовно подбирал мастер костюм, аксессуары, позу, стремясь наиболее полно выявить образ, неповторимое своеобразие личности?

Время гражданской войны в Казани было тяжелым. За город велись жестокие бои — он оказался важным стратегическим пунктом. В августе 1918 года Казань ненадолго заняли белые. Потом — разруха. Голодно, холодно. Город почти опустел. Но все равно шли занятия в художественной школе. Краски пытались делать сами: при помощи курантов растирали пигмент с подсолнечным маслом. От мороза в подвале лопнули трубы и богатейший склад художественного реквизита — сосудов, мебели, тканей, оружия — был безнадежно испорчен. Для натюрмортов приносили из дома кто что мог, натурщиков ставили около раскаленной печки. Николай Иванович над большими полотнами не работал — «Бойня», «Обливание» так и остались незаконченными. Написал портреты В. И. Ленина и А. В. Луначарского; его полотно «Карл Маркс» использовали как транспарант на митингах и демонстрациях; расписывал миниатюрные коробочки для продажи в магазине кустарных товаров. Потом живописец тяжело заболел — сказался перенесенный голод, обострился туберкулез легких. Жена настаивала на отъезде за границу. Одна из учениц в последний раз видела учителя весной 1923 года в Москве: «Он говорил, что ехать ему не хочется, что неизвестность, чужой уклад жизни его не привлекают, но жена настаивает, изучила язык, хлопочет визу…»

В Америке Фешин имел шумный успех. Его сразу же пригласили преподавать в Нью-Йорке в Академию художеств при «Гранд сентрал галлери», картины раскупали за хорошие деньги. Газеты звали увидеть чудо — выставку русского художника. А он всегда остро осознавал свою трагическую ошибку.

fechin4Портрет скульптора С.Коненкова.     1929 год

С. Коненков, так высоко ценивший фешинские импровизации и встречавшийся с художником на чужбине, вспоминал о том, как, покинув из-за болезни душный Нью-Йорк, Фешин переселился на западное побережье Америки, в город Таос, сам украсил дом крылечком и резными наличниками. «Дорогой Паня! — писал он брату в 1949 году —…Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны, что бы то ни случилось с ней. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он только существует физически, находясь в постоянном одиночестве, не понимая смысла жизни. Одно утешение, что судьба поделила мою жизнь между двумя великими народами…» А на родине, где всегда помнили о художнике, ученики разыскивали его работы, хлопотали об устройстве выставки, надеялись на встречу…

«Вчера я узнала от Бурлюка, который гостит здесь… что Н. И. Фешин умер в феврале месяце этого года, что он очень тяжело болел. Последний раз Бурлюк его видел в 1944 году, и тогда уже он был безнадежно болен туберкулезом. Работал он последнее время мало — больше лежал»,— сообщала в письме В. В. Адоратская в 1956 году.
Мастер два раза хлопотал о возвращении, в 1928 году и, кажется, в 1944, но ничего не добился. Ия Фешина-Бренхем так рассказывала о последних годах жизни отца: «Незадолго до смерти художника Джон Бенхем, близкий друг, в течение многих лет (впоследствии один из самых крупных коллекционеров Фешина) убедил… устроить большой ретроспективный показ в двух местах одновременно: в музее искусств и в музее Сан-Диего. Это был воистину большой успех, и Фешин радовался возможности снова увидеть свои работы, которые давно уже находились у коллекционеров».

Художник всегда говорил дочери, что хочет вернуться на Родину. Его желание исполнилось уже после кончины. На старом казанском кладбище стоит скромный памятник. На нем надпись: «Николай ^Иванович Фешин». Дочь привезла на родину прах отца. В Казанском музее есть фешинский зал — лишь малая часть наследия мастера, разбросанного по музеям и частным собраниям в разных концах света. Его картинами восхищаются зрители, говорящие на разных языках, разделенные социальными, классовыми барьерами. У подлинного искусства один язык, понятный всем. О духовной красоте человека писал свои картины наш соотечественник, русский художник Н. И. Фешин.

О. МАСЛЕННИКОВА Журнал «ЮХ»

 

 

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары