Рубо Франц
Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) — русский художник. Окончил Мюнхенскую академию художеств. Мастер батальной панорамной живописи.
Портрет Ф.Рубо работы Ф.Ондрюшека. 1898 год.
Уникальное произведение русского панорамного искусства «Бородинская битва» было создано к празднованию в 1912 году 100-летнего юбилея Бородинского сражения выдающимся русским живописцем академиком Францем Алексеевичем Рубо (1856—1928). Его кисти принадлежит ряд батальных картин, в основу которых положены исторические события: «Сражение при Кюрюк-Дара», «Штурм аула Гимры», «Новочеркасский полк в бою на реке Шахе» и другие.
Кроме «Бородинской панорамы» Рубо создал панорамы «Штурм аула Ахульгу» и «Оборона Севастополя». Первая панорама до наших дней не сохранилась, а вторая, открытая в Севастополе в 1905 году, во время Великой Отечественной войны была сильно повреждена и лишь и 1954 году вновь открылась после реставрации.
Народный художник СССР П. Д. Корин писал: «Создание Бородинской панорамы — выдающийся творческий подвиг Рубо. Воссоздание стало не меньшим подвигом мастеров советского изобразительного искусства».
Бородинская панорама воссоздает крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года, где с наивысшей силой проявилось величие воинского подвига русского народа, мудрость его полководцев. В боях под Бородином, продолжавшихся более 15 часов, участвовало четверть миллиона человек, гремели залпы тысячи орудий. Огромное полотно панорамы воссоздает события одного дня, а точнее полдня 7 сентября 1812 года, когда произошел решающий перелом в ходе сражения. Яркий солнечный день золотой русской осени. Бездонное сине» небо, необозримые зеленые поля с перелесками — наш родной русский пейзаж. И на этом мирном фоне кипит грандиозное сражение, решившее судьбу войны. Художник показал не только общее напряжение битвы, но и тесную связь отдельных эпизодов боя, сливающихся на панораме в единое грандиозное действие, так же, как воедино слиты живописный и предметный планы панорамы, люди и пейзаж, ощущение героики и трагизма происходящего.
На Семеновских высотах стоят, ощетинившись штыками, построенные в каре Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. Три атаки кирасир генерала Нансути отбили гвардейцы, потеряв более половины своего состава, но не отступили ни на шаг. Одна из наиболее динамичных и впечатляющих сцеп панорамы — знаменитый кавалерийский бой во ржи. В памяти невольно оживают знаменитые лермонтовские строки:
Смешались в кучу кони, люди…
На втором плане этой схватки — батарея генерала Раевского, ведущая ожесточенный бой с неприятелем. Подступы к высоте, на которой расположена батарея, завалены трупами, но неколебимо стоят русские солдаты.
По разному изображает художник командные пункты полководцев французской и русской армий. У подножья Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон. Несмотря на суету и беспрерывное движение вокруг него, Наполеон застыл в оцепенении, будто предчувствуя скорый разгром своих войск. А у деревни Горки — ставка М. И. Кутузова. Здесь царят спокойствие и уверенность в победном исходе сражения. Только что начался глубокий рейд кавалеристов генерала Уварова и казаков атамана Платова во вражеские тылы, внесший смятение в стан врага. Наполеон был вынужден лично отправиться в свой тыл, чтобы узнать, что там происходит. Активные действия французских войск приостановились. Гвардия не была введена в бой. «За восемьсот лье от Парижа я не могу рисковать моим последним резервом»,— решил император.
Сцены массовых боев художник дополнил показом единоборства русских с французами. Правда, таких сцен немного. Когда Рубо спросили об этом, он ответил, что в том нет нужды, так как русские на поле боя все были героями. Мы упомянули лишь о нескольких эпизодах Бородинского сражения, изображенных на панораме. Пересказывать все нет ни надобности, ни возможности. Можно часами разглядывать это огромное полотно и находить все новые и новые моменты великой схватки.
Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых Флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С.Дохтуров. Его можно видеть первом плане, у барабана. Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гвардейских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.
За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал Коновницын. Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами. По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И. М. Дуки на помощь русским гвардейским пехотным полкам. Построенные в каре на Семеновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнем неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона — конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М. И. Кутузов писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».
Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семеновского ручья.
Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье. У леса — захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши . Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления. Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели — французы не смогли прорвать линию обороны русских.
Вдали — Шевардинский редут — командный пункт Наполеона . По обе стороны от него — «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты — Наполеон. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.
Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура. На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда — Семеновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабла атака конницы. Художник здесь подчеркивает, что позиция, выбранная Кутузовым для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии Наполеона. У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат .
Завязывается ожесточенная схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» — один из кульминационных, самых динамичных и напряженных фрагментов панорамы.
На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены — русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины. На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала Рожнецкого. После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад. Горит село Бородино. Белая церковь Рождества — единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней. Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й.
Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.
Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.
У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве. Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них но дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.
………..
25 июня 1942 года в шесть часов вечера пять «юнкерсов» начали прицельную бомбежку здания панорамы «Оборона Севастополя». Это был двести сорок шестой день героической обороны города. Двести сорок шестой… Может быть, отчаявшись преодолеть сопротивление защитников города, гитлеровцы решили уничтожить панораму «Оборона Севастополя», не без основания полагая, что пример мужества и самоотверженности, который она преподает, вдохновляет севастопольцев на ратные подвиги.
Во всяком случае, это был сознательный акт вандализма, не вызванный никакой военной необходимостью. Вблизи здания панорамы не было никаких военных объектов, даже наблюдательных пунктов. Советское командование старалось не подвергать панораму опасности.
Горело здание, горел деревянный каркас, на котором крепилось полотно. Морякам, спасавшим панораму в огне и дыму, приходилось разрезать ее на части и так выносить из помещения. Едва успели вынести фрагменты, как рухнул купол… Более шести тысяч пробоин имели спасенные куски драгоценного полотна.
Фашисты бомбили лидер «Ташкент», на котором панораму эвакуировали из Севастополя. Вместе с теми, что уничтожили здание, на панораму было сброшено 350 бомб. И все же ее спасли— защитники города, команда корабля и, конечно же, реставраторы… Драматическая история панорамы «Оборона Севастополя», может быть, одна из самых ярких, но не единственная. Сотни и тысячи произведений искусства были повреждены во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Спасти их означало не только сохранить для потомков, но и не дать врагу надругаться над нашей культурой.
Панорама «Оборона Севастополя». Фрагмент.