Клодт Пётр
Пётр Карлович Клодт (1805-1867) — русский скульптор из семьи барона Клодт фон Юргенсбург. Посещал Академию художеств в качестве вольнослушателя. Учился у Мартоса, С. Гальберг, Б. Орловского.
В последний воскресный день мая бывшая столица России — Санкт-Петербург отмечала по давней традиции свой очередной день рождения. На этот раз ежегодный праздник ознаменовался замечательным подарком жителям славного города на Неве. Событием, привлекшим общее внимание центральных печатных и электронных средств массовой информации.
Телезрители видели на экране, как на двух огромных трейлерах медленно двигались по Невскому проспекту четыре бронзовые скульптуры красавцев коней — знаменитое творение скульптора П. К. Клодта. Это непременное украшение Аничкова моста через Фонтанку.
Уже дважды в течение своей многолетней истории эти бронзовые коняги покидали привычные места на пьедесталах Аничкова моста. В первый раз это случилось в 1941 году, когда фашистские полчища рвались к Ленинграду. Тогда, спасая от бомбежки и артобстрела, скульптурные шедевры пришлось укрыть в земле. А второй раз коней сняли с их постоянного места год назад и передали в распоряжение искусных мастеров-реставраторов производственного предприятия «Монументскульптура».
Время, питерская погода, известная своей сыростью, сделали свое дело. Красавцы кони заболели «бронзовой болезнью», и их пришлось лечить. Были использованы все ранее известные и новейшие средства реставрации. И усилия опытных мастеров увенчались успехом. Коней Клодта теперь не узнать. Как сообщил собкор «Российской газеты», такими роскошными их видели только современники барона Клодта.
Прошедший в Санкт-Петербурге День города запомнился в первую очередь этим необычным событием. Скульптурная композиция Аничкова моста, возраст которой полтора века, продолжает свою жизнь. И, можно надеятся ещё на многие лета.
Создатель конного чуда в Санкт-Петербурге скульптор позднего классицизма академик Петр Карлович Клодт родился в 1805 и умер в 1867 году. Его сын Михаил, скончавшийся в начале Первой мировой войны, известен как живописец-передвижник, автор жанровых произведений, проникнутых состраданием к людской боли. Племянник академика Михаил Константинович Клодт — также живописец-передвижник, посвятивший свои полотна в основном красотам русской природы.
И наконец,еще один Клодт — Константин Александрович, который приходится внуком
создателю конных групп в Санкт-Петербурге. 20 лет он был связан с пензой. При организации в 1898 году художественного училища его первый директор К. А. Савицкий пригласил из Москвы скульптора К. А. Клодта преподавать в новом учебном заведении.
Эти фотоснимки прошлого века, запечатлевшие скульптуры на Аничковом мосту, из моего личного тематического альбома «Старый Петербург».
В. НУЖДОВ.
27 мая 1855 года в Летнем саду открыт памятник Ивану Андреевичу Крылову работы Петра Клодта.
Это был первый памятник литератору в невской столице и второй в России — после памятника Ломоносову в Архангельске. О памятнике заговорили практически сразу же после смерти великого баснописца, но сбор частных пожертвований, объявленный «Петербургскими ведомостями» и само изготовление памятника растянулись на десять лет. Причем на первых эскизах знаменитого Петра Клодта — памятник стал его последней крупной работой — Крылов изображен в виде античного оратора, в просторной, развевающейся тоге. Но в итоге сидящий Крылов получился именно таким, каким его знал Петербург. Причем злые языки даже утверждали, что Клодт Крылову даже польстил — все знали, что тот о собственной внешности и гардеробе не очень-то заботился. До такой степени, что однажды, когда собирался на веселый карнавал и спрашивал окружающих, кем ему нарядиться, язвительная Аннет Оленина сказала: «Да вы просто вымойтесь, побрейтесь и причешитесь, Иван Андреевич, и вас ни одна живая душа не узнает!»
На пьедестале памятника изображено множество животных — героев крыловских басен. Весьма любопытно, что Клодт лепил только с натуры, а потому на те годы, что он работал над памятником, его дом превратился в настоящий зверинец.
Егеря привезли скульптору ручного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведицу с двумя медвежатами, художник Боголюбов подарил макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с’ягненком, осла, журавля, лисицу. Впоследствии сын скульптора вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеяньем, писком… Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками. И только козла -персонажа басни «Квартет» — всякий день приводила жившая поблизости старушка…
Место для памятника было выбрано исключительно удачно, и сейчас даже трудно представить, что первоначально его предполагали установить в совсем ином месте — возле Публичной библиотеки, где работал Крылов. Не остались равнодушными к бронзовому Крылову и коллеги по поэтическому цеху.
«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел»,
— писал Аполлон Майков. Но не все были настроены столь лирически, и вскоре у известного насмешника Петра Шумахера родилась эпиграмма:
«Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые ребята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!»
В последнее время различные статуи, украшающие аллеи Летнего сада, вполне обоснованно заменяют копиями. Но до «дедушки Крылова» дело вряд ли дойдет…
Георгий ОСИПОВ
Помните, на чем построен сюжет «Приключений итальянцев в России»? На обилии львиных скульптур в Ленинграде, под которыми предприимчивые итальянцы разыскивали старинный клад.
ОДНАКО есть в Санкт-Петербурге и другой «скульптурный хит» — конные группы, украшающие мосты и площади северной столицы. И большую их часть создал знаменитый архитектор XIX века Петр Карлович Клодт, Если бы его творения внезапно ожили, Петр Карлович оказался бы владельцем по меньшей мере обширного конного завода.
Впрочем, любовь к лошадям не была чем-то необычным для сына генерала, участника Отечественной войны 1812 года. Ведь тогда лошади были абсолютно необходимы в армии и любимы большинством военных. Вполне логично,, что первой ответственной работой Клодта-младшеТо было создание в 1833 году колоссальных моделей коней для скульптурной группы, венчающей Нарвские триумфальные ворота. Как и вся композиция, кони эти были сделаны из листовой меди. В противоположность могучим лошадям на арке Главного штаба шестерка коней Клодта представлена как бы останавливаемой на всем скаку.
В том же 1833 году Клодт приступил к работе над моделями первых двух групп из числа четырех, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Он последовательно изобразил стадии укрощения необъезженного коня, «борьбы своеволий» могучего животного и человека. Последняя скульптурная группа для Аничкового моста была закончена в 1850 году. Работа над созданием ансамбля несколько затянулась, так как первые группы были отправлены в Берлин и Неаполь в качестве официальных подарков и их пришлось повторять. Однако и тем бронзовым скакунам, которые наконец-то были установлены на мосту, пришлось потом «попутешествовать». В ноябре 1941 года «горячие кони» были сняты с постаментов и отправлены в сад Аничкова дворца. Там их зарыли в землю, откуда они были извлечены только в 1945 году. Статуи торжественно водрузили на металлические базы, оцарапанные осколками фашистких снарядов, — немцы особенно активно бомбили Аничков мост.
Клодт также стал автором памятника Николаю I перед собором. По мнению искусствоведов, самое ценное в этом монументе — статуя коня. Кроме того, Петр Карлович много внимания уделял малой пластике — небольшим скульптурным группам и статуэткам лошадей. Отлитые из бронзы, эти произведения получили распространение во многих экземплярах. Статуэтки «Римлянин на лошади» и «Славянин верхом», «Кобыла с жеребенком», впрочем, как и все работы мастера, сделаны с любовью к такому красивому и благородному животному, каким несомненно является лошадь.
Однако «тиражировались» не только небольшие, но и вполне объемные скульптуры. Многим состоятельным и именитым дворянам хотелось разнообразить вид своих имений работами популярного скульптора. Благодаря чему современным поклонникам его творчества теперь необязательно ехать в Петербург, чтобы полюбоваться на его творения. Например, в Москве музыкальный павильон работы архитектора Жилярди в парке Музея русской усадебной культуры, что в Кузьминках, оживляет копия конной скульптуры все того же Клодта…
Анна Тертычная.
Квадрига Аполлона на здании Государственного академического Большого театра в Москве.