Ионин Николай
Николай Ионин в «Галеев Галерее».
«Я рад ,что Москва открывает еще одного ленинградского художника» -сказал на открытии очередной выставки в своей галерее неустанный пропагандист «ленинградской школы» 1920 -1940-х годов Ильдар Галеев. Выставка называется «Николай Ионин (1890 -1948). Живопись, рисунок» и представляет наследие забытого ныне мастера, работы и архив которого предоставлены семьей художника.
Женщина в платочке. 1925 год.
«Я рад ,что Москва открывает еще одного ленинградского художника» -сказал на открытии очередной выставки в своей галерее неустанный пропагандист «ленинградской школы» 1920 -1940-х годов Ильдар Галеев. Выставка называется «Николай Ионин (1890 -1948). Живопись, рисунок» и представляет наследие забытого ныне мастера, работы и архив которого предоставлены семьей художника.
В начале 1920-х годов Ионин Николай Александрович (1890-1948) занимался в мастерской Кузьмы Петрова-Водкина. Ученик творчески воспринял уроки учителя и развил его образные поиски. Ранние женские портреты отличает обобщенность формы, в которой строгий реализм сочетается с условной декоративностью. И вместе с тем они более лиричны и эмоциональны, чем у Петрова-Водкина. Их чувственная наполненность, вероятно, рождалась из отношений художника к модели. А зачастую позировала ему жена — Екатерина Самохвалова-Ионина. Она была сестрой художника Александра Самохвалова. Тecнoe общение с мастером, который стал и другом, позволило Ионину продолжить самохваловскую галерею образов «работниц» и «спортсменок» . Картина «Женщина в красном» (1925) стала символом эпохи, впоследствии став основой для многочисленных плакатов. Ионин сумел творчески переработать, «переварить» и метафизическую символику Петрова-Водкина, и скрытый советский эротизм Самохвалова, при таком творческом багаже оставшись художественной индивидуальностью.
Его пластические поиски были близки творческим стремлениям коллег по «ленинградской школе». Ионин участвовал в знаменитой «Выставке картин петроградских художников всех направлений» (1923), был экспонентом «Общины художников» (1928 — 1932), «Первой выставки ленинградских художников» в Русском музее (1935). 1лавным для «ленинградцев» были передача свето-воздушного пространства, дышащей трепетной среды, городского колорита с множеством полутонов. Ионин любил золотисто-охристые и зеленые тона, ему особенно удавались пейзажи в напряженной солнечной гамме. Его «Золотая лестница’,’ интерьер дома, написанный в 1930-е годы, — это одновременно метафора творчества и человеческого жизненного пути.
Ионин всегда стремился к воплощению своего гармоничного видения мира -светлого и теплого. Но реальность не позволила ему реализоваться в полной мере. После счастливых 1920 — 1930-х наступили трагические 1940-е. В блокаду Ионин эвакуируется в Кцхкэию. » Там были написаны замечательные пейзажные циклы. Высокое синее небо, звенящее солнце «напитали» работы того времени гармонией бытия, полнотой ощущений. Но по возвращении в Ленинград начались советские будни и новая волна художественного прессинга — на этот раз это было печально известное ждановское постановление о мастерах культуры. Ионину удалось в 1948 году получить госзаказ на большую тематическую картину «Пожар в мурманском порту». Он начал писатъ ее, постоянно сомневаясь в найденном решении, переписывая целые куски. Но ему так и не удалось закончить эту работу. Худсовет эскиз не принял — Ионин умер от инфаркта.
Наследие этого замечательного художника два года назад было показано в Петербурге на обширной ретроспективе в Русском музее. На той выставке были представлены работы, хранящиеся в семейном собрании и в коллекции ГРМ. Открытие первой в Москве выставки работ Николая Ионина сопровождалось презентацией новой книги прозы и стихов его сына, литературоведа Германа Ионина, «Апокалипсис» . Она проиллюстрирована работами отца. Право слово, лучше бы каталог издали.
Надежда НАЗАРЕВСКАЯ