Истомин Константин

Константин Истомин в «Ковчеге»
Широкому зрителю, если о таковом можно говорить применительно к небольшому числу любителей русского искусства XX века, более всего из работ Константина Николаевича Истомина (1887 -1942) известны «Вузовки» что многие десятилетия находятся в постоянной экспозиции Третьяковки. На моей памяти — с 60-х годов. Бесспорно, это шедевр. Остальное же творчество художника оставалось тайной даже для знатоков. Как, впрочем, творчество многих других мастеров eго поколения, вычеркнутых из официальной истории, даже если они и не находились в прямой оппозиции к власти.

 

Мать и дитя. 1927 год.

 

 

 

Но мне выпала удача. Будучи выпускником художественного факулътета Полиграфического института, где маэстро преподавал с момента рождения Полиграфа из соответствующего отделения расформированного Вхутеина, я был носителем легенды о великом1 и загадочном живописце Истомине, под несомненным влиянием которого находился мой учитель Андрей Дмитриевич Гончарое. О печальной судьбе картин Истомина рассказывал другой мой учитель Беньямин Матвеевич Басов. После смерти Истомина его работы отдавали студентам Суриковки, где тот тоже преподавал, как подручное сырье. Картины смывали, и на освобожденных от живописи холстах студенты создавали свои опусы.

Лежащая Лидия.   Конец 1920-х начало 1930-х годов.

И вот теперь, спустя много лет московская галерея «Ковчег’,’ спасающая наследие советского модернизма, выставляет чудом сохранившиеся работы мастера, благодаря которым, возможно, и будет наконец по-настоящему открыт истинный Истомин. Коллекция эта спасена преданным его учеником Леонидом Казениным (1897 -1965) и его наследниками. «Возвращение Константина Истомина» — многочастный выставочный проект, подкрепленный академическим альбомом-каталогом. Сейчас открылась первая выставка, на которой демонстрируется живопись и графика художника 1910 — 1930-х годов.

Ну и теперь об авторе-загадке. Истоми родился в Курске, он — сын офицера русской армии, родственник героя Севастополя адмирала Истомина и сам офицер-артиллерист, сначала на Первой мировой войне, потом на Гражданской в рядах РККА. Был ранен. В1905 поду участвовал в революционных выступлениях рабочих. За что сидел в  тюрьме. Вместе с Владимиром Фаворским учился в Мюнхене у Шимона Холлоши (1857 — 1918), а потом на искусствоведа в Московском университете. Преподавал живопись во Вхугемасе-Вхутеине. где занимал различные должности. Был членом таких известных объединений, как «Маковец» «4 искусства» AXPR.  Критиковался за формализм . Умер в эвакуации в Самарканде в попе 1942 года Это практически все, что известно о его биографии.

Но осталось творчество. И тут есть о чем рассказать. Как и многих модернистов XX века, Истомина следовало бы отнести к неоклассикв. Этим условным понятием можно обозначить стилистику художников, отказавшихся от эстетики авангарда но оставшихся экспериментаторами в душе Их много — от Диего Риверы до Александра Дейнеки. Или того же Холлоши. От него у Истомина, как и у Фаворского, — склонность к интерьерным мотивам. Даже великолепных «Вузовок» можно считать развитием замечательных «интерьеров в багровых тонах» венгерского мастера с пьющими вино гусара»* и крестьянами. И все-таки Истомин- художник послеавангардный. Он уже знает фовизм, а точнее, Матисса. за которым в основном и следует.
Впрочем, картин маслом на выставке в «Ковчеге» не столь уж много. Все они хороши, хотя и представляют камерные жанры натюрморта и портрета, а не поражающих своей универсальностью «Вузовок» Зато огромное количество замечательных рисунков и акварелей. Они, собственно, и показывают широту интересов художника. Пусть даже не всегда воплощались в живописные работы. Среди них и бытовые зарисовки, точнее, эскизы картин из армянской жизни (художник был на дипломатической службе в Армении). Кафе, экзотические южные дома с огромными верандами и украшенными чугунными орнаментам лестницами. На тамошнем опыте основаны эскизы композиций «Помощь Красной Армии пострадавшим от землетрясения в Армении» 1925-го и 1930 года В эскизах остались «У балагана» батальные сцены, разработка темы «Восстание румынских крестьян» произведения на тему развития тяжелой индустрии, изображения митингов и парков культуры, «Завтраки на траве» и даже пасторали: пастушки, жнецы и рыбаки с заметным влиянием Милле и Ван Гora А вот одетая и обнаженная модель по имени Лада с акварелей стала одним из персонажей все тех же «Вузовок»? Прекрасны и пейзажные зарисовки Истомина

Что «Ковчег» покажет на следующих выставках проекта, мне неизвестно. Но уже представленное заполняет пресловутые белые пятна в истории отечественного искусства прошлого столетия.

Владимир САЛЬНИКОВ

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары