Холлоши Шимон
Шимон Холлоши (1857-1918) — венгерский художник педагог. Учился в Будапештском училище натурного рисунка.
В 1886 году Шимон Холлоши открывает в Мюнхене частную художественную школу, куда стали съезжаться представители Венгрии, Польши, России, Германии, Швейцарии, Америки. Впоследствии из нее вышли известные венгерские художники: Я. Торма и И. Рети, из русских: графики В. Фаворский и А. Кравченко, искусствовед Б. Терновец и живописец К. Истомин. Жанровый диапазон творческих интересов его учеников был довольно широк. И это говорит о том, что Холлоши учил основному методу и объективным принципам изображения, а не стилю или манере, не подавлял индивидуальности учеников.
Занятия в школе профессора Холлоши шли с 9 часов утра до 8 вечера с перерывами. Небольшая мастерская находилась на мансарде. Здесь занималось около шестидесяти художников разных стран. Господствующим языком был немецкий. Холлоши, страстный любитель музыки, зачастую в перерывах между занятиями играл на флейте или виолончели. Рисовали на занятиях голову натурщика и обнаженную модель. Холлоши не использовал работы над гипсами, ставил сразу живую натуру.
Холлоши считал, что первые годы обучения нужно посвящать только рисунку. Лишь научившись строить и лепить графическими средствами форму, можно переходить к живописи.
Пожалуй, самым существенным в преподавания рисунка Холлоши был принцип построения объемных форм от граненого тела — куба, призмы. Холлоши уделял серьезнейшее внимание построению предметов в пространстве с учетом перспективы. А в этом смысле простейшей объемной формой является куб — граненое тело, имеющее ясные границы плоскостей, составляющих форму ребра, указывающие перспективное положение тела в пространстве. Принцип обрубовки, заложенный в эпоху Возрождения немецким художником Альбрехтом Дюрером, Холлоши развил и усовершенствовал. Дюреровский метод обрубовки заключается в помещении сложных объемных тел в простые геометрические. Потому что правильно нарисовать сложную фигуру или голову в пространстве трудно, особенно начинающему художнику. А простые геометрические формы позволяют свободно ориентироваться в пространстве, в направлении плоскостей.
Сложная форма, заключенная в простую геометрическую, подчиняется уже известным законам перспективы, повороты и сгибы ее как бы проясняют, раскрывают то, что было непонятно в сложной форме, позволяют уяснить конструкцию тела с маловыраженной пространственно-объемной характеристикой. Так метод обрубовки Дюрера стал решающим шагом в обучении, и Холлоши широко использует его в объяснении конструкции головы и фигуры. Главным в рисунке у него считалась конструкция, а не тон. Ведь изучение формы предмета, его положения в пространстве — важнейшая функция рисунка. Не освещение, а реальное строение формы — вот основа рисунка, повторяя заветы А. Дюрера, утверждал Холлоши. Даже на начальном этапе обучения он отделял построение формы от тонального решения. Ашбе руководствовался установкой изображать похоже, добиваясь впечатления трехмерности освещенного предмета с помощью тона, иногда даже в ущерб изучению конструктивных особенностей реальной формы. Освещение может меняться, форма остается той же. Холлоши идет по пути анализа конструктивного объема. Зачастую на занятиях он заставлял строить объект «насквозь», добиваясь от ученика осознанного построения формы, а не бездушного перерисовывания контуров. Так, например, обязательным было требование намечать второе ухо, если видно только одно, рисовать те формы, которые не видны.
Система замкнутых граней помогала и в тональном решении формы, ведь грани четко отделяют свет от тени, помогают определению соотношений тона.
При изображении фигуры Холлоши рекомендовал исходить из движения скелета. Позы для натуры предлагал самые простые, преимущественно стоя, с опорой на одну ногу, чтобы яснее читалась постановка фигуры.
Летом школа Холлоши переезжала в маленький провинцильный городишко, расположенный в красивой местности в Венгрии. Занимались под открытым небом или под навесом. Перед учениками стояла задача изучения воздуха и света. Занимались с семи часов утра и до двенадцати, Затем двухчасовой перерыв на обед и отдых, и вновь — занятия с двух до пяти. Цвет Холлоши понимал как средство конструктивного построения форм предмета. Живопись, по его суждению, не может существовать без конструктивной логики рисунка, понимания устройства формы. Эти мысли о связи рисунка и живописи он старался непременно проводить в своей педагогической работе.
На первых занятиях по живописи он советовал работать только гризайлью, двумя цветами, близкими друг другу, чаще — охры и земли. Лепка формы простыми живописными средствами помогала пониманию тональных отношений.
В пленэрных работах Холлоши старался научить различать цветовые планы: от более теплых тонов к постепенному переходу к холодным, по мере удаления пространства.
В 1885 году Шимон Холлоши в венгерском поселке Надьбанья основывает художественную школу, творческое ‘объединение венгерских художников, Художники этого объединения, вскоре ставшего известным за пределами страны, искали новые пути отражения действительности, отличавшегося от господствовавшего в то время академического направления.
А. БОНДАРЕВА Журнал «ЮХ»