Барвенко Виктор
Он не любит говорить о превратностях судьбы, предпочитает не вспоминать, кто или что мешало ему когда-то добиться признания.
Попробуйте завести об этом речь — он посмотрит на вас с некоторым недоумением и даже сожалением, потому что всегда был искренне убежден: ему помогали только его труд, его руки, кисть и краски.
Мы представляем только живописные произведения Виктора Барвенко (1933), и потому мы только вскользь упомянем о том, что художник является автором многих значительных, ярких монументально-декоративных работ — мозаик, витражей, рельефов зданий.
Как монументалист он и заканчивал МВХПУ, бывшее Строгановское, где его педагогами были Г. Коржев, С. Герасимов, В. Егоров. Художник полушутя говорит, что прошел как бы две школы живописи. Дело в том, что его друг детства Виктор Попков, вместе с которым они просидели за одной партой, от звонка до звонка, в мытищинской школе, после ее окончания пошел учиться в Суриковский институт. А так как пути двух друзей постоянно пересекались, происходил «обмен информацией». Барвенко знал все, что говорил своему ученику Попкову, скажем, педагог Кибрик, и наоборот.
Виктор Попков стал знаменитым художником, правда, только после того, как безвременно ушел из жизни сорока двух лет от роду. Виктор Барвенко свято хранит память о товарище, передавая ее и землякам: весной в той самой мытищинской школе он помог открыть музей В. Попкова, где сразу появились свои юные экскурсоводы.
Память о друге… Ему посвящена и картина В. Барвенко «Юность», первоначально она называлась «Тишина». Тишина после того рокового выстрела… Как будто из мира выкачали воздух. Это было первое ощущение потрясенного художника. Но прошло время, и уже нахлынули воспоминания об их неразлучном безоблачном детстве, когда все кажется прекрасным, впереди вся жизнь. Тревожная тишина — предвестник грозы; безмятежность юности — предчувствие счастья… Удивительное сочетание, сплетение неуловимого, так удавшееся в этой работе Барвенко, было оценено по достоинству: оба варианта картины приобретены Русским музеем и Третьяковской галереей.
Надо вообще отметить, что творчество Виктора Петровича Барвенко привлекает как работников музеев, так и частных коллекционеров, наших и зарубежных. Одна из причин этого видится в светлой поэтичности, возвышенной духовности его искусства, идущего не от внешнего, а от внутреннего в человеке, то есть приглашающего к раздумью, самоуглублению. И чувствуется это в любой его работе, будь то портрет, сюжетная картина или натюрморт. В последнем ему тоже успешно удается решать проблемы философского характера. Присутствующий во многих натюрмортах старинный реквизит, атрибуты искусства, композиционно выстроенные в некие символические ряды, завораживают красотой, совершенством пластики, способностью художника вдохнуть поэзию в мертвую вещь, тем самым заставляя ее жить новой жизнью…
Натюрморт с маской Афродиты. 1979 год.
О Барвенко писали в связи с натюрмортами, что он, очевидно, сознательно уклоняется от простоты и естественности окружающего мира и полностью уходит в ассоциации мира изящных искусств. Думается, тут надо говорить о другом: о вечной мечте художника запечатлеть прекрасное, о поиске высокой гармонии. Известно, что на разных этапах жизни человеческие представления меняются. Так и душа художника неожиданно открывает для себя новую красоту, новую гармонию, которой он стремится поделиться с миром.
И вот сегодня московский художник Виктор Барвенко «вернулся на грешную землю», его бесконечно увлекли волжские дали, лес, небо, облака… «Каждый раз, когда я приезжаю в «свою», полюбившуюся деревню Устье,— рассказывает художник,— у меня возникает здесь ощущение сцены, театра, где даже в отсутствие человека происходит действие — смена дня и ночи, разговор деревьев, словом, обнажается все то, что стирается за суетой в городе…»
Значит, нас ждет еще одна встреча с Виктором Петровичем Барвенко — прежним и новым. Но всегда понятным тому, кто способен на неустанный душевный поиск.
Наталья АНИСИМОВА