Почхуа Арсен

Почхуа Арсен Арсенович — советский грузинский скульптор.

Кто из нас, отдыхая на черноморском побережье Кавказа, не встречал в горных ущельях тонкие, но твердые, как сталь, деревца самшита? Своей легкостью и крепостью они приводят в изумление. Мы знаем, что некоторые художники-графики применяют сегодня самшитовые дощечки для создания с помощью острого резца филигранного рисунка — торцовой гравюры. И книжные иллюстрации, выполненные способом торцовой гравюры на самшите, выдерживают большие тиражи. Но мало кому известно, что еще в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры резьба по самшиту использовалась для украшения домашней утвари и храмов. Об этом поведали нам археологи, нашедшие чудесные самшитовые рельефы при раскопках Триалетского и Самгорского курганов.

С годами камень и металл вытеснили традиционную резьбу по дереву в грузинском прикладном искусстве. Но художники — пытливый народ; почти во всех наших республиках молодые художники возрождают сейчас забытые отрасли прикладного искусства. Вот и в Грузии возрождается искусство резьбы по дереву.

pochuaМудрость и красота.

Одним из первых зачинателей этого дела стал артист государственного симфонического оркестра Грузии Арсен Почхуа. Почему артист, почему музыкант? Как музыкант стал художником? Помог случай. Часто бывает, что талантливый человек не может предугадать, какой из муз он раскроет свое дарование. Так случилось и с Арсеном Почхуа. Молодой оркестрант когда-то переписывал ноты для маститых «маэстро», а так как с детства он обладал даром художника, то, желая угодить своим заказчикам, вкладывал переписанные ноты в красочную обложку, им выполненную. Некоторые его обложки стали печататься в издательствах, а затем А. Почхуа приняли с союз художников — в графическую секцию. В графическом решении этих обложек Почхуа нередко имитировал старинную грузинскую резьбу по дереву. Одна из таких обложек попала в руки к народному художнику СССР Ладо Гудиашвили. Старый мастер познакомился с Арсеном Почхуа и предложил ему работать под своим руководством. Гудиашвили посоветовал Арсену не только имитировать деревянную резьбу на бумаге, но и самому взять в руки резец п попробовать создавать рельефы на настоящем дереве.

Почхуа много лет проработал вместе с Ладо Гудиашвили и, пользуясь его добрыми советами, приобрел большие познания в изобразительном искусстве. Своим материалом он избрал самшит. Но, чтобы овладеть секретом работы с таким твердым материалом, художнику тоже необходимо приобрести упорство и твердость. Гудиашвили как-то сказал о своем ученике: «…успех не так уж легко пожаловал к этому страстному художнику, которому с первых же попыток сопутствовали трудности, ибо ему суждено было осваивать неизведанную целину, приходилось без путеводителя и попутчиков, одному пробираться к верному пути, идя нехожеными тропами».

Арсен Почхуа упорно постигал тайны непокорного самшита. Ему было необходимо преодолеть не только твердость, по и хрупкость самшита, особенно в тех местах, где проступают сучки и годовые кольца дерева. Надо было самому изобретать технологию п инструмент самой высокой закалки. И вот из-поД резца бывшего музыканта стали выходить превосходные рельефные женские портреты, портреты известных поэтов, философов, музыкантов, а также целые аллегорические композиции. Так стальной самшит подчинился музыканту-художнику.

Ю. ЦИШЕВСКИЙ

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары