Почечуев Вячеслав
Почечуев Вячеслав Валентинович (1937-2002) — русский скульптор.
Нет, плохо еще знает страна своих героев! Ну, например, кто изобрел машину времени? Вот видите, задумались… Исправим же эту потрясающую несправедливость и сообщим без всякой иронии: самую настоящую Машину Времени создал Вячеслав Почечуев, московский скульптор.
Создал запросто, мимоходом, обеспечив бессмертие замечательной гайдаевской киноленте «Иван Васильевич меняет профессию». За что и получил в свое время премию от «Мосфильма» в размере сорока рублей (тех ещё, твердых). К деньгам — справку на бланке да с круглой печатью, гласившую: премия дана Почечуеву Вячеславу Валентиновичу не за красивые глаза, а за создание МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Без .всяких кавычек!
Премия, конечно, ушла на обмыв премии. А фильм смотрят и смотрят, легко переносясь с помощью той самой Машины от Иоанна Грозного к скучному, как моль, советскому бюрократу Ивану Васильевичу Буншу.
…Известного в ту пору карикатуриста и начинающего скульптора по дереву Вячеслава Почечуева в кино первым пригласил Алексондр Птушко. Он снимал «Руслана и Людмилу» и сбился с ног, отыскивая творца дуба с цепью златой и прочих пушкинских декораций. Почечуев взялся и прижился на Мосфильме. Пошла о нём молва, как о большом умельце. Дошла до Гайдая, начинавшего съёмки «Ивана Васильевича». Съёмки начались, а машины времени не было. Полгода группа художников колдовала, но безрезультатно. С помощью того чудовища не только Грозного не вызовешь, но и Хрущёва…
Переговоры они вели на равных: Гайдай был на мели по времени, а Почечуев на мели финансовой. Так что к соглашению пришли быстро.
Через два дня (!) Вячеслав принес большой лист ватмана, на котором углем дрожащей левой (правая, как назло, отказала!) было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, шарики, пружины, змейки. И — провода! Сплошная абстракция и невиданное нахальство. Гайдай в обморок не упал, потому что сидел на стуле. Сьемочноя группа онемела, на глаза» актрисы Селезневой появились слезы: съемки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен (ему надо было кормить семью). И Гайдай сдался, другого «изобретателя» искать не стал.
И засвистела работа. В пот мощники Почечуеву пристегнули двух слесарей. Вытащили со склада какие-то штуковины, оставшиеся после «Соляриса» Тарковского. Съездили в город Клин на стекольный завод, разместили заказ. Дирекция, идя навстречу, обещала выполнить его ударно — за пору месяцев. Но дядя Вася из продувного цеха за две бутылки выдул три ящика невообразимых, причудливых загогулин на следующий день. Накупили мигалок, вспышек, реактивов, посуды для
химических реактивных опытов, и Машина предстала в павильоне во всей красе. Весь творческий коллектив впал в эйфорию, когда она застучала и задымила с первой попытки. Её сразу полюбили. Что-то в ней таинственно ворчало, сверкало и булькало, и колыхалось. Потом, когда всё отсняли, Почечуев отмечал, что знаменитые чиновники, актёры, и незнаменитые чиновники, актёры и гримёры слегка слегка смущаясь, украдкой нажимали кнопочки, ожидая чуда. Сказать по правде, перемещение во времени удалось только актеру Яковлеву. Но остальным хватало завораживающего волшебства огоньков, непредсказуемых вспышек, странного ворчания и чириканья этого нелепого сооружения. Все от Машины уходили чрезвычайно довольные…
На что может еще замахнуться создатель Машины Времени? Все, что ни придумай, покажется мелким и пошлым. Скульптор Почечуев вынужден был, прогуляв премиальные 40 рублей, вернуться в искусство. И остается в нем до сих пор! Подтверждением тому его персональная выставка, проходящая в здании Московской городской Думы.
От стекла и железок он навсегда перешел к своему любимому дереву. Теплый, необыкновенно пластичный материал — как раз по его фантазии — дарит особую легкость, даже взбалмошность работам. Скульптуры у Почечуева с характером. Неоднократно он выставлялся в Москве, в других городах России и за рубежом. По натуре Вячеслав — не грустный философ, он балагур и скоморошник, его тянет к гротеску, шутке, озорству. И причудливый нарост каменной березы превращается у него в «Мыслителя местного масштаба», обхватившего руками и ногами натруженное лицо. А другие деревяшки становились масками, которые не меняют времена — «Дегустатор жизни», «Нежный Вася», «Дай взаймы», «Накося». Любопытен автопортрет — голова озорного российского мужика из огромного куска лиственницы. Лукавые, живые глаза, добродушная хитрая усмешка, вздорная бородёнка. Такие всегда сидели занозой.
В своё время семья Почечуевых находилась под «колпаком» у КГБ. Вячеслав подписывал письма в защиту прав человека, а на персональных полуподпольных выставках под безобидными масками появлялись вдруг и «Молох», пожирающий верноподданных, и связанная «Свобода», и узнаваемые символы времени — «Топтун», «Хам»…
Ныне другие образы волнуют художника. Хотя… Среди скульптур, представленных на последней выставке, и его любимая — «Ожидание. Русь». Зачем художник изваял обнаженную красавицу необъятных размеров» Сидит она на припеке, ожидая неизвестно чего. То ли суженого, то ли какой оказии, то ли опять грандиозных перемен. И не сдвинуть ее, добрую, никакими силами. Ну а коли поднимется, ого-го, тут уж держись. Такого наворочает, что, как сказал классик, «Другие народы и государства, косясь и постораниваясь, будут давать ей дорогу».
В будущее России Вячеслав Почечуев верит свято. «Тебе-то хорошо, — говорят друзья, слушая его дальние прогнозы. — У тебя же Машина стоит. Если что не так -жми кнопку и отправляйся хоть к динозаврам».
Нет, вряд ли. Ну куда Почечуеву от нас? Да и нам, честное слово, без Почечуева будет жить куда скучнее и тоскливее.
Помогите разыскать вдову В.Почечуева. Я много фотографировал. Хочу передать ей много сохранившихся у меня негативов.
Я имею в виду, фотографировал Славу…
Если не ошибаюсь, то в Школе 949 (Москва) есть изостудия Василиса и там преподает его дочь.
Спасибо за информацию, Сергей. Рад, что Вы заходили на сайт.
Алексей, сын Наталии Павловны