Воронихин Андрей
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), знаменитый русский зодчий и живописец, родился в селе Новое Усолье теперь Пермской области. Был крепостным графа Строганова. Воронихин, рано проявивший способности к рисованию, В 1777 году был отправлен в Москву, где обучался миниатюрной и перспективной живописи и зодчеству. Обнаружив большую склонность к архитектуре, учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1785 г. он получил вольную. Некоторое время Воронихин жил за границей, преимущественно в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, физику,’ математику и естественные науки. Вернувшись на родину, заново отделал ряд интерьеров строгановского дворца в Петербурге, сооруженного В. В. Растрелли.
В 1795—1796 гг. он построил строгановскую дачу на Черной речке.
Наиболее выдающиеся постройки Воронихина, занимающие видное место в истории русской архитектуры и представляющие собой замечательные памятники мирового зодчества,— Казанский собор и Горный институт в Петербурге.
Вопреки официальному заданию правительства, требовавшего подражания собору св. Петра в Риме, Воронихин дал в Казанском соборе самобытное решение архитектурного образа, основанное на развитии национальных традиций русской архитектуры. В формах русской архитектурной классики он выражает патриотическую идею величия родины. Поэтому не случайно после победного завершения Отечественной войны 1812 года Казанский собор превратился в памятник военной славы и победы русского народа в этой войне.
В Горном институте замечателен величественный дорический портик с 12 колоннами, контрастирующий с суровой гладью стен. Скульптурные группы и фризы на боковых крыльях здания подчеркивают монументальность сооружения. В соответствии с назначением здания его архитектура и скульптура как бы выражают идею борьбы человека с природой и победы над ней.
В своем творчестве Воронихин продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества. Развивая принципы дворцовых композиций Баженова, Старова, Казакова, а также обращаясь непосредственно к классической греческой архитектуре, он создал новый простой и строгий тип общественного здания. Воронихин разработал проблему архитектурного ансамбля, обнаружив глубокое понимание задач градостроительства и тонкое умение гармонически сочетать архитектуру с природой. Достижения Воронихина послужили важнейшей основой для развития русской архитектурной классики.
Воронихин выстроил собор, напоминающий дворец, и для него потребовалось новае живописное искусство, идеалом которого был человек.
В 1981 году после реставрации почти вся живопись Казанского собора заняла своё прежнее место.
Я. ШУРЫГИН