Влащик Иван

Влащик Иван Сергеевич (1918) — советский художник-монументалист.

Иван Влащик по возрасту принадлежит к старшему поколению художников — он родился в 1918 году. Но по его творческому темпераменту и характеру мы все же относим его к средней генерации, то есть к наиболее энергичному и плодовитому поколению, определяющему сейчас общее лицо нашей монументальной живописи. Им созданы десятки крупных витражей, мозаик, сграффито во многих городах Советского Союза. Это добротные произведения, определяющие вместе с работами других его более молодых коллег тот общий уровень, который характерен для нашего сегодняшнего искусства. Среди его наиболее известных работ отмечу большеразмерный витраж в ресторане Киевского вокзала в Москве, выполненный в 1970 году. Он посвящен традиционной дружбе русского и украинского народов, которых символизируют две женщины, стоящие лицом к лицу и положившие руки на плечи друг другу.

В белорусском городе Солигорске в здании Дворца культуры шахтеров Иван Влащик создал в 1975 году витраж площадью в 180 кв. метров на тему «Моя Родина». В древнем среднеазиатском городе Самарканде Влащиком исполнена мозаика «Гирлянда веков» площадью в 350 кв. метров.

Аэропорт в Петропавловске-Казахстанском.

Наибольший же интерес представляет работа в казахстанском городе Петропавловске. Здесь художник как бы обрел «второе дыхание», и это его произведение заслуживает специального разговора.

Оформляя зону отдыха Петропавловского аэропорта, он проявил себя в самых различных ипостасях — архитектора, планировщика, строителя, мастера, рабочего. Художник создал на территории аэропорта декоративное ограждение высотой 4,5 метра и протяженностью почти 60 метров. Кроме того, им выполнен бассейн с мозаичным дном и несколькими фонтанами и еще 36 цветочниц размером 2X3,6 метра, облицованных мозаикой и представляющих собой оригинальные изобразительные и неизобразительные пластические формы.

Когда задаешься вопросом, почему вдруг здесь в Петропавловске так неожиданно и впечатляюще раскрылся талант этого находящегося уже в достаточно солидном возрасте художника, то приходишь к весьма любопытным выводам. Создавая витражи для Киевского вокзала, для Дворца культуры в Солигорске, мозаику в Самарканде, Влащик работал лишь как художник. И эти произведения демонстрируют характерную для него «мужскую», как говорят психологи, приверженность к открытому сильному цвету, хорошо читаемую контурность рисунка, а наряду с этим и достаточно распространенные в монументальной живописи приемы совмещения пространств и масштабов, оперирование на одном поле разновременными событиями, стремление использовать обобщенные образы-символы, национальные элементы, устоявшиеся атрибуты и т. д. Все эти произведения создавались для уже существующих архитектурных объектов.

Совсем иная ситуация в Петропавловске. Автор был не только не ограничен тематически, но и независим архитектурно. Перед ним стояла лишь задача создать ограждение или, попросту говоря, бетонный забор и благоустроить зону отдыха. Тема, цвет, материал, образ, ритмические членения — все выбирай сам и делай в меру своего таланта. Это была творческая свобода, и Влащик ею широко воспользовался.

Комментировать

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

товары