Войтинская Надежда

Войтинская Надежда Савельевна (1886-1965) — русская художница, переводчица, писательница, литературовед,

 

 

Одна из характерных черт начала нашего века — художественный дилетантизм, тот самый, который поэт П. Антокольский метко определил как неудовлетворённость одним делом. Действительно, в это время поэты занимаются живописью, художники пишут стихи и теоретические трактаты, в литературных диспутах принимают участие врачи, инженеры, юристы, а у истоков новых направлений и художественных открытий зачастую стоят люди, не связанные традицией, школой, узкопрофессиональными интересами.

Художником, историком искусства, переводчиком, литературоведом и писателем была Надежда Савельевна Войтинская. Ее нелегкая, напряженная жизнь была до предела заполнена творчеством, творчеством таким разнообразным, что исследователям потребовалось немало времени, прежде чем они поняли: во всех этих ипостасях — один человек.

Имя Войтинской привлекло к себе внимание сотрудников «Русского музея, в графических фондах которого с 1933 года хранится превосходная серия литографированных портретов деятелей литературы и искусства начала XX века. Среди них портреты художников М. В. Добужинского и А. Н. Бенуа, поэтов М. Волошина, М. Куэмина и Н. Гумилева, писателей К. Чуковского, С. Ауслендера и других. Уже один перечень этих имен делает серию, бесспорно, интересной. Однако главное ее достоинство — в психологической глубине.

М.А.Волошин.   1909 год.

А.Н.Бенуа.   1909 год.

М.А.Кузьмин.    1909 год.

Умный, сдержанный, аристократичный Добужинский; меланхоличный, как бы погруженный в свои песнопения поэт-символист Кузмин и диаметрально противоположный ему Чуковский — воплощение жизнелюбия, энергии, искрометного юмора; могучий, излучающий доброту и спокойствие Волошин…

Литографии Войтинской — целая галерея образов, метких, очищенных от всего случайного характеристик. Это серьезные, зрелые работы умного, проницательного художника. В основе их лежит строгий, уверенный и смелый рисунок, они просты и лаконичны по своему композиционному построению. Художественные средства в них подчинены главному: выразить сущность, квинтэссенцию человеческого характера.

Все листы были помечены монограммой «НВ», а ряд листов — рукой А. Бенуа, из коллекции которого.они поступили в Русский музей, подписаны как работы Н. Войтинской. Поиски сведений о загадочном авторе литографий долгое время были безуспешными. Имя ее встречалось в каталогах выставок Академии художеств, Салона Издебского, Нового Общества художников… Но каталоги тех лет, как правило, дают только сухой перечень работ и ничего не говорят об их авторе. Была сделана попытка узнать о судьбе Войтинской у К. И. Чуковского, одного из немногих в то время оставшихся в живых людей, знавших ее. Вот что ответил Корней Иванович: «К сожалению, у меня нет никаких сведений о Надежде Савельевне Войтинской… Помню только, что и мой портрет, и портрет Бенуа были заказаны ей Сергеем Маковским для непечатания в журнале «Аполлон». Мой портрет она сделала очень быстро — в один сеанс,— удивив меня своей смелой и молниеносной манерой. Была она молода, привлекательна и производила впечатление вдумчивой, начитанной женщины.

Я рассорился с Сергеем Маковским (из-за Репина), и он не поместил в «Аполлоне» моего портрета, нарисованного Войтинской. Что стало с нею впоследствии, я, к сожалению, не знаю».’

Однако узнать, что стало с Н. С. Войтинской, все-таки удалось. Дальнейшие поиски привели в 1964 году в ее уютную квартиру на Кировском проспекте в Ленинграде, где Надежда Савельевна прожила почти всю жизнь.

Она родилась в 1886 году в семье профессора Петербургского электротехнического института Савелия Иосифовича Войтинского. Интерес к изобразительному искусству у девочки проявился очень рано. Окончив в 1903 году Таганцевскую гимназию, она занимается в частной студии М. Д. Бернштейна, затем недолго посещает рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1905 году уезжает за границу: в Швейцарию, Францию и Германию. В Берлине Войтинская поступает в частную студию Вилли Шварца, здесь она изучает технику литографского искусства и совершенствуется в натурном рисунке. В 1908 году молодая художница вернулась в Россию. В эти годы дом Войтинских на Фонтанке, у Египетского моста, гостеприимно открыт для художественной молодежи. Здесь бывают Ахматова, Сомов, Волошин, балерина Карсавина, юная Лиза Пиленко — будущая поэтесса, героиня французского Сопротивления Е. Ю. Кузьмина-Караваева.

Вернувшись в Петербург, Войтинская сближается с художественной группировкой «Мир искусства» и прежде всего с А. Н. Бенуа. В 1909 году художница получает от Сергея Маковского заказ на серию портретов для издаваемого им журнала «Аполлон» и энергично принимается за работу. В ее мастерскую привезен огромный литографский камень, и, разделив его на квадраты, прямо на него, без предварительного рисунка, наносит художница изображение. Каждый портрет выполнялся с натуры, в 1—2 сеанса. Печатались оттиски в лучшей по тем временам типографии под непосредственным наблюдением самой Надежды Савельевны. Способность Войтинской мгновенно и безошибочно схватывать сходство поражала и вызывала восхищение окружающих. А. Войтинская-Хвостенко, в присутствии которой выполнялся портрет К. И. Чуковского, вспоминала, что, увидев свое изображение, Корней Иванович пришел в восторг и воскликнул: «Ай да Надежда Савельевна, ай да молодец! Это я, честное слово, это я!» Не менее эмоционально на портрет Чуковского прореагировал позднее И. Е. Репин. «Войтинская молодец!» — напишет он Корнею Ивановичу, выделив как самый лучший из 4 присланных ему изображений Чуковского портрет работы Войтинской.

Однако достоинства литографии Войтинской не только в большом внешнем сходстве и психологической достоверности. По сути дела, это подлинно новаторские работы: никто из современных ей художников не работал прямо на камне и не понимал так глубоко специфику литографского искусства и его возможностей. В работах Войтинской впервые после длительного периода упадка русская литография утверждает себя как самостоятельный и оригинальный вид искусства.

Заказ С. Маковского был выполнен в срок, художественные достоинства портретов не вызывали сомнений. Однако им не было суждено увидеть свет: в журнале «Аполлон» был помещен только один портрет — Н. С. Гумилева. Причиной этого был разрыв между Войтинской и Маковским, вызванный их идейно-художественными разногласиями. Маковский отказался оплатить работу молодой художницы, и весь тираж Войтинская увезла к себе домой, где он и пролежал более 50 лет, только самой своей малой частью попав в руки друзей Надежды Савельевны, в том числе и к А. Н. Бенуа.

Ссора с Маковским была чревата тяжелыми последствиями для художественной судьбы Войтинской: Надежда Савельевна перестает заниматься литографией, и с этого времени начинается её удаление от изобразительного искусства.

В 1911—1912 годах она дважды ездит в Сибирь к брату-политкаторжанину, сосланному после революции 1905 года. С присущей ей энергией борется Надежда Савельевна за улучшение положения заключенных и добивается у генерал-губернатора права для политкаторжан жить на вольном поселении. Вернувшись в Петербург, Войтинская поступает на философское отделение Бестужевских курсов и кончает их в 1916 году, выбрав специальностью теорию и философию искусства.

В эти годы, видимо, под влиянием художницы С. И. Бодуэн де Куртене Н. С. Войтинская начинает работать темперой и маслом. Работ этого плана сохранилось немного, и лучшие из них — портреты.

Портрет дамы.   1916 год.

Юноши с птицей.   1917 год.

В них, несмотря на определенную стилизованность, тот же психологизм и острая выразительность. Другие («Юноши с птицей», «Фигуры под деревом») дают представление о поисках своего пути в живописи — в них чувствуется знание раннего итальянского примитива, восточной миниатюры и современного искусства модерн. Живописные работы Войтинской на выставке в Бюро Добычиной не проходят незамеченными. Один из критиков, сравнивая их с картинами Ю. Анненкова, писал: «Я чувствую в ней (Войтинской.— А. С.) творца… может быть, робкого, но полного содержанием». И справедливо отмечал «стихийное искание смысла и утверждения ценности жизни». Успешно для Надежды Савельевны прошла в 1917 году и выставка в Гельсингфорсе., где почти все ее работы были раскуплены.

В лодке.   1917 год.

В мясной лавке.   1917 год.

Но художественная практика постепенно в жизни Войтинской отходит на второй план, художник уступает место исследователю. В 1920 году она поступает в Институт истории искусств и после окончания остается в нем работать. Диапазон научных интересов Войтинской поистине удивителен: она изучает теоретиков немецкого романтизма, классицизма и барокко, пишет большое исследование «Проблема формы у Гильдебрандта», читает курс лекций «О диалектическом методе в искусствознании», работает над монографиями о Рафаэле и Энгре. Рукописи этих работ, хранящиеся в архиве Государственной Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, свидетельствуют об их высоком профессиональном уровне. Но этим не исчерпывается деятельность Войтинской тех лет. С 1928 года она много и плодотворно работает в области литературы для юношества. Одна за другой выходят ее книги, посвященные французской революции,— «Заговор равных», «На баррикадах», арктическим экспедициям — «В кольце льдов», «Земля Нансена», «На Север», историческая повесть «Пугачевщина» и книжка «По пути в Музей», написанная в соавторстве с Б. П. Брюлловым.

Литературное творчество Войтинская сочетает с работой профессионального переводчика. Великолепно владея несколькими языками, она переводит «Зимнюю сказку» Г. Гейне, стихи И. Бехера, Э. Вайнерта, Ш. Петефи, Ф. Вольфа. Позднее, в конце 1940-х годов, в ее переводе выйдут «Записки о Шерлоке Холмсе» и «Баскервильская собака» А. К. Дойла. Изучая литературные связи К. Маркса и Г. Гейне, она пишет об этом статью, собирает материалы к монографии о Розе Люксембург, работает в архивах и исследует историю Ленских событий.

В годы Великой Отечественной войны Войтинская остается в осажденном Ленинграде и возглавляет бюро пропаганды при Ленинградском отделении Союза писателей, выступает с лекциями перед бойцами в госпиталях. После войны Надежда Савельевна возглавляет кафедру иностранных языков Всесоюзного заочного лесотехнического института. Ее культура, эрудиция, увлеченность поэзией и искусством привлекают к ней сердца молодежи.

В далекое прошлое отодвинулось изобразительное искусство, на антресолях лежат рулоны литографированных портретов. Надежда Савельевна не вспоминает о них, и даже ее близкие ничего не знают об их существовании. Наверное, поэтому таким радостным потрясением был для Войтинской неожиданный интерес к ней и к этой странице ее биографии. Ее искренний и вдохновенный труд оказался нужным людям и через 50 лет все же получил признание!

Скончалась Н. С. Войтинская 21 сентября 1965 года. Сейчас ее работы находятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном литературном музее и других крупнейших собраниях страны. Без них не мыслится ни одно серьезное исследование по истории графики начала XX века.

Алла Сытова

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта