Васнецов Юрий
Это выставка коллекций из фондов Кировского областного художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых «Книжная графика Ю. Васнецова. Дымковская игрушка»:
Юрий Алексеевич Васнецов -дальний родственник Виктора и Аполлинария Васнецовых. Он писал иллюстрации к детским книжкам (чем прославился в 1930 г., иллюстрировав книги «Конек-Горбунок»,
«Пятьдесят поросят», «Три медведя»). На его рисунках выросло не одно поколение, поэтому тольяттинцы с удовольствием поностальгнруют о счастливом детстве и продемонстрируют своим детям и внукам рукописные, а не суррогатные рисунки. Выставка ценна именно этим, т. к. в последние годы компьютерная графика вытесняет авторские работы художников из жанра книжной иллюстрации. А это отражается на эстетическом вкусе у подрастающего поколения. Творчество Васнецова неразрывно связано с народным искусством, поэтому его графику решили соединить с экспозицией дымковской игрушки.
Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет.
Уточка в сапожках избу метет.
Пошла Маня на базар.
Принесла домой товар:
Родной матушке платок —
Посередочке цветок,
Братьям-соколам
По козловым сапогам,
Сестричкам-лебедицам
По белым рукавицам.
Дедушка Ежок, не ходи на бережок
Там растаял снежок,
Заливает лужок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Юрий Васнецов вошел в пространство народной сказки, песенки, потешки, как в огромный мир, в котором было так много интересного, непознанного и привлекательного, что и за много лет художник не смог всего этого исчерпать. От своей темы Васнецов не отступал, разве лишь в раннем творчестве, когда искал свой путь.
Иллюстрации к «Краденому солнцу» К.Чуковского
«Не стерпел медведь,
заревел медведь,
и на злого врага
налетел медведь.
И медведю говорила:
«Стыдно старому реветь!
Ты не заяц — Ты медведь!»
Иллюстрации из сборника «Радуга-дуга»
Очень редко иллюстрировал сказки других народов: английская, таджикская и татарская сказки — вот и все. Еще художник сделал иллюстрации в народном духе к произведениям Л. Толстого, П. Ершова, К. Чуковского, А. Прокофьева, С. Маршака.
Раскрыв несколько книг с иллюстрациями народного художника РСФСР Юрия Алексеевича Васнецова, можно ясно увидеть не только эволюцию его творчества, но и общественное мировосприятие художника, ту атмосферу, в которой он жил и которая влияла на него. Увидеть, когда художнику творилось вольно и радостно и когда он находился под давлением редакторов, требовавших от него максимальной реалистичности (читай — натуралистичности), и как ломал себя художник, чтобы приспособиться к этим требованиям. Но никогда он не изменял своему вкусу, не снижал профессионального уровня.
Он был простым, добрым, мягким и деликатным человеком, очень сдержанно рассказывавшим о своем творчестве, посвящавшим в него до определенной грани, за которую не было доступа почти никому. В его больших серых глазах читалась какая-то затаенная печаль. Да, художнику приходилось немало страдать оттого, что многие не хотят, не могут его понять. В трудные 40-е и 50-е годы «борьба против формализма и чуждых влияний» обернулась травлей многих талантливейших художников. Так и Васнецову приходилось долгие годы скрывать в мастерской свои удивительные по глубине мысли живописные прозрения.
Неистощимым источником образов в живописи и иллюстрациях была для художника Вятка с ее живым дыханием природы, народной жизнью, проявлявшейся в шумных праздниках, обычаях, песнях. Художник признавался: «…Я все еще живу тем, что запомнил и видел в детстве».
Он сохранил в себе еще и то особое мировосприятие, которое присуще детству и под которое «подстроиться» невозможно. А в нем оно жило в своей кристальной чистоте, незамутненности и проявлялось во всем творчестве и, что очень важно, в работе над иллюстрациями детских книг, где всякая фальшь особенно ощутима и неприемлема.
Полная внутренняя свобода, о которой можно только мечтать, была достигнута художником в его работах последних лет, когда ему жилось уже несравнимо вольнее. Он находился в постоянном вдохновенном поиске, и иллюстрации его обрели новое качество: они стали композиционно крупнее, цветовое решение стало более ярким, звучным, а фон рисунков обрел светоносность, которая объединяла всю композицию. За книжки «Ладушки» и «Радуга-дуга» (сборники народных песенок, потешек, сказок) в 1971 году художнику была присуждена Государственная премия СССР.
Чем больше проходит времени, тем яснее понимаешь, каким необычным, цельным, удивительно народным по всему своему мироощущению и пластическому мышлению является творчество Юрия Алексеевича Васнецова.
Любовь ГРОМОВА