Смирнов Александр

Смирнов Александр (1949) — российский скульптор.

Судьба скульптора Александра Смирнова складывалась нелегко и во многом необычно. Он успешно закончил юридический факультет МГУ и десять лет проработал по специальности, совмещая работу с увлечением: вырезал из дерева маски, рельефы. Это продолжалось бы долго, если бы случай не привел его в студию известного московского скульптора и педагога Олега Яновского. Перед Смирновым встала дилемма: или юриспруденция, или искусство. И тут решающую роль сыграл Олег Яновский, который воспитал многих талантливых скульпторов. Уроки мастера многому научили Александра и прежде всего умению точно выражать свои замыслы.

Первые работы скульптора были отлиты в свинце, в скороварке, случайно найденной на помойке. Вспоминая об этом периоде. он в шутку называет его «тяжелым, свинцовым, серым». Непритязательные уличные сценки, выхваченные острым, наблюдательным взглядом, предоставляли художнику мотивы его ранних скульптурных композиций. Так, прохожий, несущий на плече свернутый ковер, вдвое превосходящий его рост, стал поводом для создания «Восточного мотива».

smirnov12Икар.

smirnov15

Постепенно Смирнов переходит от «случайных прохожих» к образам людей творческих. В сферу его внимания попадают А. Рублев, Н. Гоголь, А. Пушкин, П. Чайковский, С. Рахманинов. Непросто было воплотить в мелкой пластике эти, казалось бы, хрестоматийные образы. Но скульптор, прекрасно владея иконографическим материалом, сумел найти новые пути решения, отступив от канонов и утвердив свой взгляд на привычных для нас кумиров.

smirnov13Несение креста.

smirnov16

smirnov a111Запечатлённый.

smirnov14Ион.

Наиболее плодотворный период у Смирнова связан с работой над религиозной темой. Художник увидел тут возможность прикоснуться к самой Истине. А путь к Истине, по мнению художника,— высшая цель искусства. Идеи, заложенные в библейском цикле, непреходящи. Скульптор предстает тут не просто иллюстратором, а философом, ищущим ответы на волнующие проблемы. Христианские заповеди в творчестве скульптора обретают новое самобытное воплощение.

Каждая скульптура религиозного цикла— это притча, которую зритель должен истолковать по-своему, доверяясь своей интуиции.

Материализуя в образно-аллегорической форме библейские идеи, Смирнов показывает суть и истоки добра и зла, жертвенности и порока. Его герои попадают в самые невероятные, не свойственные реальности ситуации, взятые скорее из мифа или легенды. Богатая фантазия, занимательная острота и ирония свойственны лучшим работам религиозного цикла: «Иона», «Икар», «Искушаемый».

Тема гибели и возрождения, кары и покаяния проходит через весь цикл, особенно в скульптурах «Ной», «Иона», «О всех и за всех».

Накопленный опыт и профессионализм позволили Александру Смирнову проявить себя и в монументальной скульптуре. Исходными образцами послужили его станковые скульптуры А. Рублева и А. Невского, которые были задуманы как модели будущих памятников. Однако специфика новых, твердых материалов диктовала свои условия и привела к более монолитным формам, соответствующим городской среде. Скульптура Андрея Рублева органично вписалась в ансамбль площади перед драмтеатром в Нижнем Новгороде, а памятник А. Невскому установлен в одном из скверов Твери…

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта