Cидур Вадим
Сидур Вадим Абрамович (1924-1986) — советский скульптор.
Он ушел от нас шестидесяти двух лет. Ушел, успев, по его же словам, сделать все, что должен, оставив около шестисот скульптур, тысячи рисунков, десятки стихов, сотворив из личных страданий и вдохновенных взлетов легенду своей жизни.
Последняя фотография мастера.
«Памятник современному состоянию» — так называется зтот необычный фильм, который шел до нас двадцать лет. Снятый в 1974 году, он разделил судьбу многих работ Сидура и впервые был показан накануне дня рождения мастера его друзьям и поклонникам творчества в помещении музея Вадима Сидура в Перово на Новогиреевской улице. Скульптор сам написал сценарий и стал режиссером, а оператором выступил актер Олег Киселев, нынче житель Канады.
В двухчасовом черно-белом почти немом мире перемешаны фантазия и реальность, правда жизни и правда искусства — им не тесно в этом знаменитом подвале на Комсомопьском проспекте, где долгие годы творил скульптор. Отсюда, из волшебного подземелья, то и дело затапливаемого, выходили в большой мир неповторимые творения художника. Нынче знаменитые, они поднялись во весь рост на площадях и улицах европейских городов — многочисленные памятники жертвам тоталитаризма, насилия и бомбежек, ужасов концлагеря Треблинка…
Памятник погибшим от насилия. 1966 год.
Именно так — трагически обостренно воспринимал художник будущее человечества, весь ужас нависшей ядерной и экологической катастрофы. Ожиданием глобальной катастрофы проникнут и фильм Сидура. Далекий от политики, он считал, что свой протест может выразить только в искусстве. И творил как каторжник без выходных и отпусков, без госзаказов и меценатов, не обращая внимания на такие блошиные укусы, как исключение из партии, «застенчивые» топтуны под окнами или вечный третий собеседник на телефонном проводе… И на здоровье, которого и так было мало, — позади ужасное фронтовое ранение, операции, инфаркты.
Из серии «Надувные игрушки» 1968 год.
Всемирная слава пришла к Сидуру в лице Карла Аймермахера, немецкого профессора-слависта, увидевшего в Чехословакии репродукции его работ и воскликнувшего: «Такого искусства быть не может, особенно в России!»
Он приехал в Москву в конце 60-х и открыл западному зрителю мир Сидура, вспоминает вдова художника Юлия Сидур. О нем стали писать искусствоведы, его работы начали там выставляться, о чем сам художник узнавал в очередной раз из «вражьего голоса». Он не дождался исторических «плодов перестройки». Не увидел стен своего музея, которым нынче руководит сын Михаил… Он понимал одно: его памятник — хоть и легенда, но рукотворная. В скульптуре, рисунках, живописи, стихах, прозе, фильме… Главное — чтобы он мог с полной уверенностью сказать о себе, что «уверовал в МИФ. Раскопал пустыню. Проник в Подземелье.
И нашел ПАМЯТНИК СОВРЕМЕННОМУ СОСТОЯНИЮ».
Вадим Сидур, *Памятник современному состоянию», 1962 год. Бронза. Установлен в г. Констанц (Германия). Высота 4 метра.
Наталья БОБРОВА.
«В центре моей модели мира всегда стоял и стоит человек и наиважнейшие. на мой взгляд, проблемы его бытия. Мир без человека мне неинтересен».
Портрет Альберта Энштейна. 1967 год.
Было у Сидура два чуда: первое чудо—»Я ОСТАЛСЯ ЖИВ!». Второе чудо —БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ — редчайшая, всезащитная. пожизненная. Когда нестерпимо болело сердце и не мог он ни рисовать, ни лепить, сочинялась книга стихотворении «Самая счастливая осень»:
Мы оба ходим по воду
К голубеньному колодцу
Юля крутит ворот
Я стою рядом
Юля тащит ведра
Я иду рядом
Морально ей помогаю
Прекрасный альбом с репродукциями всех лучших работ Сидура издал Карл Аимермахер. Я часто перелистываю этот альбом.. «Портрет Альберта Эйнштейна» — два лица гения: чертовская радость открытия, чертовскии ужас последствии. «Памятник академику И. Тамму» (Москва, Новодевичье) — гранитнои рукой прикрывающим зияние в груди, неизбывную боль за ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в эпоху равновесия страха. Благодаря усилиям наших крупных ученых мы имеем возможность увидеть в Москве две бетонные «структуры» Сидура — возле Института морфологии человека и Института геохимии имени Вернадского.
Композиция , установленная у здания Института геохимии имени Вернадского. 1980 год.
И вот наконец, напечатана очень сильная статья академика В.Гинсбурга «Скульпторы, которых мы не видим»
Памятник воинам-москвичам, погибшим в Авганистане.
о судьбе работ Вадима Сидура, и вот уже Комитету защиты мира удалось вежливо убедить МОСХ. что негуманно отнимать у вдовы Сидура (она же и пильщик, и шлифовщик, и главный подмастерье, и единственный. кто способен завершить неоконченные работы), непристойно отнимать у нее подвал, где практически не только мастерская, но и хранилище всех работ выдающегося художника.
Почему такие элементарные вещи решаются с таким трудом! Почему?