Гампельн Карл
Гампельн Карл Карлович (1794-1860). Глухонемой художник-гравёр. Учился в Вене в училище для глухонемых. Впоследствии работал учителем рисования и гравирования в училище для глухонемых. Работал в Петербурге и Москве. Автор многочисленных портретов, сцен из Отечественной войны 1812 года, жизни помещиков, быта крепостных актрис.
Cергей Львович Пушкин (1770—1848). 1824
Отец поэта. Получил светское воспитание, хорошо знал французскую и отечественную литературу. По воспоминаниям его дочери О. С. Павлищевой Сергей Львович был «создан для общества, которое умел он оживлять неистощимою любезностью и тонкими остротами, изливавшимися потоком французских каламбуров. Многие из этих каламбуров передавались в обществе как образчики необыкновенного остроумия». Сергей Львович совершенно не занимался управлением своих родовых имений, что привело к полному расстройству его денежных дел. Мелочная скаредность и сентиментальная слезливость отца вызывали раздражение поэта. В период Михайловской ссылки отношения между С. Л. Пушкиным и опальным поэтом значительно осложнились. Причину этого А. С. Пушкин объясняет в письме В. А. Жуковскому (октябрь 1824 года): «Отец, испуганный моей ссылкою, беспрестанно твердил, что и его ожидает та же участь; Пещуров, назначенный за мною смотреть, имел бесстыдство предложить отцу моему должность распечатывать мою переписку, короче быть моим шпионом…»
Пушкин ошибался в неблаговидных намерениях своего отца: Сергей Львович отказался от надзора за сыном. Впоследствии родственные чувства и сыновняя почтительность стали преобладающими в отношениях сына и отца.
После смерти С. Л. Пушкина портрет перешел к его сыну Льву Сергеевичу, унаследовавшему родовое имение Пушкиных «Волдино». В 1911 году при переходе болдинского имения в ведение государства портрет был передан в Пушкинский дом (Институт русской литературы), откуда поступил во Всесоюзный музей А. С. Пушкина.
Портрет девушки и мальчика. Итальянский карандаш, сангина, акварель. 1827.
Далеко не первоклассный рисунок из Переславля-Залесского. Его реставрировала Е. А. Костикова, заслуженный работник культуры РСФСР,
— Эта вещь числилась в музее как репродукция,— вспоминает Елизавета Андреевна.— И я предполагала отдать ее стажеру — их у нас в год бывало до 60 человек. Но при более пристальном изучении оказалось, что это не литография, а рисунок итальянским карандашом на хорошей бумаге, с подцветкой. И хоть работа не бог весть какая ценная, я заинтересовалась, взялась за нее сама. Повозиться пришлось много.
Дама с девочкой. 1815 год.