Мыльников Николай

Мыльников Николай Дмитриевич (1797-1842) — русский художник из Ярославля.  Писал портреты купечества, дворянства, фабрикантов. Открыл его в своё время Дягилев, взяв его портреты на открытую им выставку.

Молодая купчиха.

Она останавливала и брала в плен сразу—светом больших карих глаз,  милой округлостью доброго лица, разлетом соболиных бровей, усмешливостью румяных губ. Все в этом лице соразмерно: маленькие,  прижатые к голове уши, изящной формы нос, правильный разрез глаз. Настоящая русская красавица! Первое впечатление, задерживая у полотна, заставляло рассмотреть его внимательнее. Да, это «купеческий портрет», каких много писалось в Москве и в провинции в первой половине XIX века. Именно так изображали купчих: с накинутой на плечи узорчатой шалью, в темной повязке, прикрывающей волосы, в шелковом капоте или платье неброских тонов и, конечно, со всеми драгоценностями—достоянием купеческой семьи. Любит купец жену или не любит, а уж если заказывает писать с нее портрет, в
первую очередь достает заветную укладку и просит художника для всех драгоценностей найти место на портрете. Вот и здесь мерцает, жемчуг на шее, в пять рядов перевитый, тяжелая золотая цепь на груди в два ряда, в ушах серьги с крупными камнями, а головная повязка украшена большой брошью.

Но странное дело—эта выставка драгоценностей не бросается в глаза, не раздражает пестротой. Потому ли, что уж очень хороша женщина,
изображенная на полотне, и обо всем другом забываешь любуясь ею. а может быть, повинуемся мы художнику, который заставляет нас увидеть в первую очередь то, что его увлекло и захватило. По-видимому, он был тонким ценителем красоты и нашел гамму красок, которая все привела в гармоничное единство, придала красоте женщины какое-то особое сияние. Мастер владеет тайной перехода одного оттенка в другой, знает и секрет сочетания тонов. И только ему ведомая игра оттенков и цветовых переливов дарит зрителю наслаждение, которое трудно передать словами.Начинаешь думать, что процесс создания портрета был непрост. Сама красота женщины потребовала от художника напряженного творчества и даже помогла ему заново постичь смысл живописного ремесла, в результате чего родилась красота живописная, получившая право на самостоятельное существование.

Красавица купчиха состарилась и после смерти, по прошествии лет. оказалась забытой всеми. А полотну суждены второе рождение и жизнь уже в новом веке…

Кто же автор этого портрета и как звучит имя той, которая вдохновила художника?

Впервые этот портрет широкая публика увидела на недавней московской выставке «Русский портрет XVIII—XIX веков», где были собраны полотна известных и неизвестных художников из многих музеев страны. В каталоге фамилия художника значилась как Мыльников Николай Д. Никаких данных  о нем не сообщалось. Не называлось и имя купчихи. Прибыл портрет на выставку из Ярославского художественного музея, где он и был реставрирован.Устроители выставки, и среди них известный советский искусствовед, исследователь русской живописи Савелий Ямщиков, высоко оценили мастерство художника. Его работам был отведен почти целый зал.

Портрет Данила Семёновича Соболева.   1834 год.

Рассматривая их и сопоставляя, можно было составить представление о пути живописца.Он начинал как ремесленник, специализировавшийся на «купеческом портрете». Кажется, все ярославское купечество прошло через мастерскую Мыльникова—целые купеческие династии запечатлены на его полотнах. Брал н заказы и от дворян, окрестных помещиков и чиновников, но
значительно реже. Работал неровно. Некоторые портреты как бытолько набросаны, не прописаны и с чисто живописной точки зрения
кажутся наивными. неловкими. Другие—как, например. «Портрет И. С. Соболевой»,«Портрет мальчика» и наша красавица купчиха—свидетельствуют о хорошей художественной школе. Росло ли мастерство Мыльникова от портрета к портрету или был он от природы человеком впечатлительным, во многом зависимым от натуры, от своих симпатий и антипатий, сказать трудно, как бы ни были различны его работы по исполнению, в одном они схожи: все свидетельствуют об уме и наблюдательности их создателя. В лице, в каждом человеке художник замечает только ему свойственные черты. Поэтому эти портреты интересно рассматривать. Начинаешь понимать характер, отображенный на попотне, и уже ппредставляешь себе образ жизни того или другого купца, купчихи, манеру их поведения, даже
речь. Haверно прав С. Ямщиков, считавший, что «портреты Мыльникова, подобно образам драматурга А. Н.Островского рисуют картину жизни русского купечества, рассказывают о быте русского провинциального города не менее правдиво, чем самая точная хроника».
Несомненно, такой художник, как Мыльников, должен был найти своего исследователя. Во время подготовки другой выставки — «Ярославские портреты XVIII—XIX веков- сотрудник Ярославского художественного музея С. Пенкин. работая в архивах сумел установить даты его жизни—1797—1842, собрал интересные данные, позволившие восстановить биографию художника.

Сын ярославского художника Дмитрия Петровича Мыльникова, принадлежащего к посадскому (мещанскому) сословию. Николай Дмитриевич первоначальное художественное образование получил у отца, также у своего дяди, иконописца Афанасия Петровича Мыльникова, имевшего к 1800 году свою мастерскую и учеников. Возможно, посещал он и «Высший рисовальный класс», основанный в 1810 году в ярославской гимназии «для желающих совершенствоваться в рисовальном искусстве». Известно, в конце 1810 года художник работал в Москве, дает право предположить, что Мыльников был знаком с работами Боровиковского, ранними произведениями Кипренского. Тропинина, писавших портреты уже совсем не в той манере, которая была свойственна художникам конца XVII века.Удалось установить и имя красавицы купчихи, она звалась Надеждой Ивановной Соболевой. Дата создания полотна—30-е годы девятнадцатого века.

Портрет купца Ивана Семеновича Соболева,мужа красавицы, оказался парным к портрету Надежды Ивановны.Непростое у этого человека лицо. Непохож на самодовольных, прижимистых купцов, которых немало встречается в пьесах Островского. Одет в обычный кафтан, острижен по купеческой моде, бороду носит не как в столице принято, а как от отцов завещано. Но в больших темных глазах его проницательность, сознание своего достоинства, еще затаилась в них недобрая усмешка. Что сулит? Не сразу поймешь Возможно, были у этого человека иные замыслы, не манила его спокойная купеческая жизнь. Когда видишь рядом два портрета, понимаешь, как непохожи были в жизни эти два человека. Понял подчеркнул это несходство и художник. Он лю6уется открытостью, доброжелательностью, очарованием Надежды Ивановны. Возможно, домашняя жизнь давала ей много свободы—скорей всего в постоянных разъездах да в отлучках находился муж. И она сама себе хозяйкой, и оттого царили в ее доме мир и лад.  Может быть, другому все увидится иначе, по-иному представится жизнь и самой Надежды Ивановны Но ведь ценность хорошего портрета в том и заключается, что он дает возможность разной трактовки и понимания.
Разумеется, Мыльников не был художником уровня таких мастеров, как Кипренский или Тропинин. Но его «стихийный» реализм, реализм самоучки, поражает силой и непосредственностью, а его художественное чутье, его преклонение перед красотой доставляют и сегодня радость тем, кто знакомится с его произведениями.

Л.Осипова.

Комментировать

Поиск
загрузка...
Свежие комментарии
Проверка сайта Яндекс.Метрика Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
карта