Черновалова Нина
Черновалова Нина Ивановна — советский российский художник-дизайнер, преподаватель Ульяновского училища культуры. Окончила Пензенское художественное училище и ЛВХПУ им.Мухиной.
В фойе Историко-культурного центра В.И.Ленина развернулась выставка «Молодые дизайнеры — городу». В ее экспозицию вошли дипломные проекты выпускников художественно-оформительского отделения Ульяновского училища культуры. Выполнены эти работы под руководством педагога, члена Союза художников России Н. И. Черноваловой. То, что представляет собой столь редкая профессия, какие возможности она открывает, как овладевают её таинствами ребята, мы попытаемся передать в нашей беседе с Ниной Ивановной.
— Художник-оформитель -профессия уникальная. Через неё осуществляется синтез искусства. Наши выпускники создают интерьеры и экстерьеры, работают с промышленной графикой, оформляют книжные издания, занимаются живописью и, конечно, рекламой.
— А работы, представленные на выставке, можно уже внедрять «в производство»?
Дипломный проект «Стадион «Волга», автор Борис Мухаметжанов.
— Готовя дипломные проекты, мы не преследуем конкретные цели. Стараемся, чтобы больше включалась фантазия, расширялся кругозор,
охват перспективы. Ведь ребята создают целые города, учатся не бояться думать нестандартно. Им трудно, но интересно. Конечно, отдельные разработки стоит действительно реализовать прямо сегодня. Например, тот же бассейн в Цильне или стадион «Волга». И «Гала-концерт» в речном порту устроить можно. Со странами чудес, конечно, посложнее…
— Востребованность в таких специалистах большая?
— Город пока «спит», он даже не знает, насколько остро ему нужны такие специалисты. Ульяновск — непочатый край для дизайнеров и
художников-оформителей. Обратите внимание, как стереотипно, шаблонно, примитивно, наконец, оформлены наши магазины, витрины, улицы, рекламные щиты. Никакого стиля, никаких творческих находок. Сколько теряют те, кто не общается с художниками! Ведь в процессе работы можно подсказать, как сэкономить материалы, как выгоднее, проще и к тому же эффектнее разместить ту же рекламу. И те отдельные заказчики, которые все же контактируют со специалистами, делают для себя колоссальные открытия.
— Скажите, эта профессия, которой можно научиться, или надо иметь особый талант?
— Научиться можно, но лучше, когда есть способности. При поступлении в училище ребята проходят серьезные экзамены, чтобы выдержать их, нужны и способности, и подготовка. Мы искренне рады за ребят, которые продолжают учиться дальше. Из наших выпускников многие
учатся в УлГУ на факультете культуры и искусства, в столичных вузах. Как раз сейчас Света Миронова и Миша Лесков в Санкт-Петербурге. Сдают вступительные экзамены в Мухинку» на факультет «Интерьер и оборудование». Мы за них очень волнуемся.
— А вы лично не боитесь воспитывать конкурентов? Художники неохотно занимаются преподаванием.
— У меня характер такой: если что-то знаю — стараюсь отдать, поделиться с кем-то. Как говорят японцы, не учись у соседа — учись у мастера. Я не боюсь, что мои ученики будут похожи на меня. Потом они станут самостоятельными, приобретут индивидуальность. Зато у меня
столько единомышленников! Это счастье.
— Тогда решусь на такой вопрос: какая часть в дипломных проектах — ваша?
— В работу своих ребят я вживаюсь от начала и до конца. Руковожу от идеи до ее реализации. Но важнее здесь другое. Необходимо управлять
сознанием ученика, направить его и заставить работать в нужном направлении: на тему, на идею, на художественный образ. Ведь содержание рождает форму, а не наоборот. У меня уже есть свои методические секреты и приемы. Например, каждому даю ряд необходимых именно ему упражнений, которые помогли бы творчески развиться, освободиться от скованности. Внушаю ребятам, что они способные, умные,
талантливые. Надо, чтобы они поверили в себя. Заставляю их уважать себя в искусстве.
«Раскрутка» сознания дает поразительные результаты — они становятся свободными, но вместе с тем требовательными к себе. И здесь у нас есть свой девиз, который я позаимствовала у Сальвадора Дали: «Художник, не бойся совершенства -оно тебе не грозит!»
Вообще, чем богаче духовный мир ученика, тем больше он приносит идей, тем интереснее с ним работать. Я, между прочим, тоже обогащаюсь как художник через них. У нас взаимопроникновение, понимание и обогащение.
— Да вы просто неравнодушны к своим ученикам!
— Они мне интересны и не оставляют равнодушной. Кажется, я уже говорила, что они приносят мне счастье…
Н. НИКИФОРАКИ.